ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ ТЕМА 5. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.Ф. ЮХИМЕНКО
5.1. Система законодательных актов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность Международные транспортные организации и конвенции в автомобильном транспорте Государства, заинтересованные в расширении деятельности своих транспортных организаций в международных сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки единообразных (унифицированных) правил перевозок грузов и регулирования других основных проблем торгового мо реплавания, сухопутных и авиационных сообщений. В результате этих усилий на международном уровне заключено значительное количество международных соглашений по отдельным видам транспорта, получивших название «транспортные конвенции».
Автомобильный транспорт. На автомобильном транспорте дей ствуют следующие основные конвенции и соглашения: Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанная в Женеве 19 мая 1956 г.; Протокол к Кон венции о договоре международной дорожной перевозки грузов от г.; Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КДПП) 1973 г.; Протокол к Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа 1978 г.; Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА) 1975 г.; Конвенция о налоговом обложении дорожных транспортных средств, используемых для международных перевозок грузов, 1950 г.; Европейское соглашение о международной дорожной пере возке опасных грузов (ДОЛОГ) 1957 г. (в ред г. – ДОПОГ- 2003); Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП) от
Вопросы сотрудничества стран в области автомобильного транспорта в интересах безопасности дорожного движения и защиты окружающей среды на постоянной основе в рамках международных организаций разрабатываются и реализуются уже в течение нескольких десятилетий. Существует около 40 международных организаций, занимающихся вопросами автомобильного транспорта. Среди них наиболее авторитетны Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН и Международный союз автомобильного транспорта. Комитет по внутреннему транспорту (КВТ) ЕЭК ООН создан в 1948 г. в качестве межправительственного органа для развития в региональном масштабе сотрудничества в области всех видов внутреннего транспорта. Членами КВТ ЕЭК ООН являются все страны-члены ЕЭК ООН.
При активном участии и помощи международных неправительственных организаций КВТ ЕЭК ООН разработан ряд конвенций, соглашений, рекомендаций и норм не только для упрощения международных перевозок, но и для унификации и улучшения национальных норм. Только в области автомобильного транспорта КВТ ЕЭК ООН разработано около 40 международных конвенций и соглашений, а также более 50 единообразных предписаний (правил) по конструкции ТС. Кроме того, при участии КВТ ЕЭК ООН отработана система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС за причиненный ущерб – система «зеленой карты».
Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) – International Road Transport Union (IRU) – основан в марте 1948 г. по инициативе европейских автодорожных и автотранспортных ас социаций; штаб-квартира МСАТ находится в Женеве. Главная цель МСАТ – способствовать развитию международного автомобильного транспорта в интересах автомобильных перевозчиков и экономики автомобильного транспорта в целом. В МСАТ входят более 150 ассоциаций и союзов из 45 стран, включая Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков Российской Федерации (АСМАП). Действительными членами МСАТ являются 95 ассоциаций (национальные союзы перевозчиков), принимающие непосредственное участие во всех сферах деятельности Союза, остальные входят в МСАТ на правах ассоциированных членов.
По поручению КВТ ЕЭК ООН МСАТ является органом, ответственным за функционирование системы МДП на транспорте в рамках, установленных Таможенной конвенцией о междуна родной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП). Основным документом, определяющим и регулирующим коммерческие условия международных автомобильных грузовых перевозок, является Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), разработанная в рамках КВТ ЕЭК ООН и вступившая в силу 2 июля 1961 г. В ней участвуют 25 стран, в том числе Россия (СССР присоединился к Конвенции КДПГ в 1983 г.). Практическими вопросами применения КДПГ занимается МСАТ.
Конвенция является международным соглашением (договором), имеющим высшую юридическую силу при регулировании автомобильных перевозок грузов, определяет правовой механизм, применяемый в сфере международных транспортных связей и способствующий осуществлению более рациональных и эффективных международных автомобильных перевозок. В настоящее время в ней участвуют практически все страны Европы, а также ряд стран Азии и Африки.
Сфера действия этой Конвенции – ответственность перевозчика, заключение и исполнение договора перевозки, претензии и иски, организация перевозки несколькими перевозчиками, недействительность условий, отступающих от Конвенции, заключительные положения. Положения КДПГ распространяются на договоры о перевозке грузов автомобильным транспортом, если место отправления и назначения груза находится в двух государствах, из которых хотя бы одно является участником Конвенции. При этом в накладную должна включаться оговорка о подчинении перевозки положениям КДПГ.
Согласно КДПГ договор международной автомобильной перевозки оформляется накладной CMR, подписываемой отправителем и перевозчиком. Форму накладной CMR устанавливает МСАТ. Конвенция определяет перечень сведений, которые должны быть указаны в накладной, минимальное количество экземпляров накладной, заполняемых на каждую партию груза, ответственность отправителя и перевозчика, устанавливает предел размера возмещения за повреждение и потерю груза или просрочку его доставки, порядок и сроки рассмотрения претензий и исков, возникающих при международных автомобильных перевозках грузов. При принятии груза перевозчиком КДПГ возлагает на него обязанность проверить правильность данных накладной о количестве мест, их маркировке, внешнее состояние груза, его упаковку.
Срок доставки груза определяется соглашением сторон. Если это не было сделано, таковым признается период времени, необходимый для доставки груза разумным образом добросовестным перевозчиком. В КДПГ подробно определены права отправителя и получателя по распоряжению грузом и порядок действия в случае возникновения препятствий к перевозке и выдаче груза, условия и пределы ответственности перевозчика. Перевозчик освобождается от ответственности в случае, если несохранность груза и просрочка в доставке вызваны обстоятельствами, которые он (перевозчик) не мог устранить.
Грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения как за его утрату, если груз не был доставлен в пункт назначения в течение 30 дней по истечении установленного срока доставки или 60 дней с момента принятия груза к перевозке (если срок доставки не был установлен). Ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, возмещается в размере стоимости утраченного груза, а при порче или повреждении – в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза. Кроме того, подлежит возмещению плата за перевозку, таможенные сборы и пошлины и прочие расходы, связанные с перевозкой грузов. Иной убыток не возмещается.
Размер суммы, подлежащей возмещению, при несохранной перевозке определяется по стоимости груза в момент и месте принятия его к перевозке. При определении стоимости груза должны учитываться официально установленные цены и биржевые коти ровки, а при их отсутствии – обычная стоимость товара того же рода и качества. Размер возмещения ограничен твердой суммой, которая не может превышать 8,33 расчетных единиц специальных прав заимствования (согласно определению Международного валютного фонда) за 1 кг недостающей массы брутто. В случае просрочки в доставке груза (оговоренной накладной) перевозчик должен возвратить часть провозной платы, размер которой за каждые календарные сутки задержки доставки груза оговаривается в накладной.
В отношении пограничного, таможенного и санитарного контроля применяют положения соответствующих международных соглашений и конвенций, участниками которых являются обе участвующие стороны, а при решении вопросов, не урегулированных этими международными соглашениями, должно применяться внутреннее законодательство каждой страны. Расчеты и платежи за перевозки, выполненные на основе двусторонних соглашений, производят в соответствии с действующими между странами соглашениями о расчетах и платежах. Межправительственными соглашениями предусматривается, что в случае нарушения этих соглашений перевозчиком компетентный орган страны виновного перевозчика по просьбе компетентного органа страны, где совершено нарушение, должен принять необходимые меры для того, чтобы обеспечить выполнение соглашения, о принятых мерах информировать друг друга.
Конвенции и соглашения по смешанным и комбинированным перевозкам Смешанные и комбинированные перевозки. В области смешанных и комбинированных перевозок действуют следующие конвенции и соглашения: Конвенция ООН о международной смешанной перевозке грузов 1980 г.; Правила для транспортных документов на смешанную перевозку ЮНКТАД/МТП г.;1 Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах. 1 МТП – Международная торговая палата 1
Одновременно с необходимостью создания и внедрения в практику международной торговли документа смешанной перевозки возникла проблема унификации международной коммерческой практики их организации и осуществления, потребовалась разработка международной конвенции для обобщения опыта различных стран в области осуществления смешанных перевозок грузов. Первые попытки разработки международной конвенции по смешанным перевозкам были предприняты в 1955 г. УНИДРУА еще до активного введения контейнеров во все области перевозок грузов. Аналогичные разработки производились и Международным морским комитетом, по просьбе которого утверждение проекта УНИДРУА было отложено, так как оба проекта существенно отличались друг от друга.
В 1980 г. на конференции в Женеве была принята Конвенция о международных смешанных перевозках. Конвенция содержит преамбулу с изложением основных принципов, восемь частей и два приложения. Согласно Конвенции оператором смешанной перевозки может быть любое юридическое лицо, которое от своего имени или через другое, действующее от его имени, юридическое лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как посредник или агент. При этом на него ложится ответственность за исполнение договора. Оператор смешанной перевозки несет ответственность за исполнение перевозки в целом и за сохранность груза с момента принятия его в свое распоряжение и до момента выдачи получателю.
Одним из основных условий деятельности оператора смешанных перевозок является котировка им сквоз ных ставок тарифов, рассчитываемых на весь маршрут перевозки грузов и построенных на основе учета затрат на их перевозку различными видами транспорта, перегрузку, складирование, страхование, осуществление таможенных формальностей и др. Вступление Конвенции в силу – вопрос довольно длительного времени. Конвенция о международных смешанных перевозках вступит в силу через 12 мес. после того, как правительства 30 стран подпишут ее без оговорки о ратификации или сдадут депозитарию – Генеральному секретарю ООН документы о её ратификации, утверждении или присоединении.
Придавая большое значение развитию комбинированных перевозок, государства-члены ЕЭК ООН образовали Группу экспертов по комбинированным перевозкам для исследования путей их развития в Европе и подготовки проекта Европейского соглашения о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (СЛКП). Подготовленный проект Соглашения принят на сессии КВТ ЕЭК ООН в 1990 г. Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах состоит из преамбулы, двух глав и четырех приложений. В преамбуле Соглашения даны определения применяемых терминов.
Контрольные вопросы 1. Назовите правовые источники, регламентирующие транспортно- экспедиционную деятельность. 2. Каковы нормы национального права, регулирующие отношение на транспорте? 3. Назовите основные конвенции и соглашения на автомобильном транспорте. 4. Какие наиболее авторитетные международные организации занимаются вопросами автомобильного транспорта? 5. Назовите основные направления деятельности транспорта (МСАТ). 6. Назовите основной документ, регулирующий коммерческие условия международных автомобильных перевозок. 7. Какова сфера деятельности Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)? 8. Определите размер суммы, подлежащей возмещению при несохранной перевозке груза. 9. Назовите конвенции и соглашение, действующие в области смешанных и комбинированных перевозок. 10. Кто может быть оператором смешанной перевозки?