ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ И МЕТОДИКА ИХ РАЗРАБОТКИ в образовательной области «Математика» Математика является ( и всегда являлась) фундаментом общего образования, что должно определить её роль и место в современной школе.
Три составляющие учебного плана учебного плана Базовыеобщеобразовательныекурсы Элективные курсы Профильныеобщеобразовательныекурсы
Элективные курсы: понятие, виды, задачи и особенности. Понятие «элективный» (от лат. Electus – избранный) избирательный. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.
Элективные курсы Элективные курсы обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Курсы по выбору – основа предпрофильной подготовки школьников Курсы по выбору – основа предпрофильной подготовки школьников Они призваны способствовать решению комплекса задач: Они призваны способствовать решению комплекса задач: 1. Они должны обеспечить реализацию ориентационных курсов, которые и будут складываться из суммы элективных курсов. 2. Решают важную психологическую задачу мотивации учащихся. 3. Именно элективные курсы дают возможность отработать будущую модель профильного обучения.
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.
Основная функция курсов по выбору- профориентационная В связи с этим элективные курсы должны отвечать следующим требованиям: Число курсов должно быть по возможности значительным. Число курсов должно быть по возможности значительным. Курсы должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей.
Особенности курсов по выбору в предпрофильной подготовке (9-ом классе) Основная функция курсов по выбору профориентационная Их число должно быть избыточным по сравнению с тем количеством элективных курсов, которые обязан выбрать учащийся Они должны носить краткосрочный характер ( Оптимальная продолжительность элективного курса в предпрофильной подготовке 8-12 часов. Максимальная - 34 часа)
Курсы по выбору в предпрофильной подготовке предметно- ориентированные ( пробные ) межпредметные (ориентационные)
Виды курсов по выбору Предметные курсы – предполагают расширение и углубление знаний учеников по предмету. (Современный их аналог – факультативы и спецкурсы) Ориентационные курсы – включают в себя занятия, способствующие самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе. Их реализацию должны обеспечить «малые» элективные курсы.
Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи: Реализация учеником интереса к учебному предмету Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
Задачи межпредметных (ориентационных) курсов: Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий. Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. Поддерживание мотивации к тому или иному профилю.
БАЗОВЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОФИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТИВНЫЕ МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КУРСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ЕСТЕСТВOЗНАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ ФИЛОЛОГИ ЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ РУССКИЙ, ЛИТЕРАТУРА ИН. ЯЗЫКИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕС КИЙ ПРОФИЛЬ ПРАВО ЭКОНОМИКА Обязательны во всех профилях Повышенный уровень, определяет направленность профиля Обязательные по выбору, входят в состав профиля, выполняют любые из 3-х функций Дополнение содержания профильного курса Развитие содержания одного из базисных курсов Удовлетворение познавательных интересов, выходящих за рамки профиля 50%30% 20% БИОЛОГИЯ ХИМИЯ ФИЗИКА
? ? ? ЭЛЕКТИВНЫЕ ПРОФИЛЬНЫЕ БАЗОВЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РАЗНООБРАЗНАЯКОМБИНАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ТРЕХ ОСНОВНЫХ ТИПОВ РАЗНООБРАЗНАЯКОМБИНАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ТРЕХ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ИЗУЧЕНИЕ ОДНОГО-ДВУХ ПРЕДМЕТОВ ПО УГЛУБЛЁННЫМ ПРОГРАММАМ
Профильное обучение возможно строить лишь на прочном фундаменте основной школы. 9 класс: ППП – предпрофильная подготовка 9 класс: ППП – предпрофильная подготовка классы: ПП – профильная подготовка классы: ПП – профильная подготовка
Элективные курсы в х классах выполняют три основные функции: «надстраивают» профильный курс, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным; развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне; способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Образовательные задачи, реализуемые элективными курсами создать условия для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него. создать условия для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него. Эти виды элективных курсов условно называются «пробными». помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней. помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней. Эти виды элективных курсов называются «ориентационными». Эти виды элективных курсов называются «ориентационными».
Цели обучения при изучении элективных курсов в образовательной области « МАТЕМАТИКА » : знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью; знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью; выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя; выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя; развитие у учащихся навыков организации умственного труда и самообразования; развитие у учащихся навыков организации умственного труда и самообразования; глубокое понимание учеником логики математического мышления. глубокое понимание учеником логики математического мышления. развитие уважения к книге (в первую очередь учебной). развитие уважения к книге (в первую очередь учебной).
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Содержание зависит: Содержание зависит: - от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе; - состава учащихся (количество учащихся, уровень предшествующей подготовки и т.п.).
Основные характеристики курсов по выбору: 1. Избыточность; 2. Вариативность; 3. Краткосрочность; 4. Оригинальность содержания; 5. Нестандартизированность.
Технология разработки программы элективного курса для предпрофильной подготовки
Понятие о программе Функции программы Программа – это средство перевода научных знаний и опыта практических действий в плоскость освоения учащимися (В.В. Давыдов) Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей, с указанием последовательности тем, вопросов и количество времени на их изучение Делает научные знания предметом учебной деятельности (отбираем, структурируем) Является средством достижения целей образования. Это механизм их достижения Средство контроля, позволяет установить достижимость результатов.
источники программы:
Требования к учебным программам элективных курсов по математике для предпрофильной подготовки К целям обучения: К целям обучения: 1. Соответствие целям ППП Развитие способности школьников к выбору профиля Развитие способности школьников к выбору профиля Формирование положительной мотивации к изучению математики в профильном классе Формирование положительной мотивации к изучению математики в профильном классе Выявление и развитие математических способностей Выявление и развитие математических способностей
Требования к учебным программам элективных курсов по математике для предпрофильной подготовки К содержанию обучения: 2. Актуальность Субъективная новизна Субъективная новизна Инвариантность (применимость для учащихся с различным уровнем развития) Инвариантность (применимость для учащихся с различным уровнем развития) Дифференциация (по уровням овладения учебным материалом, по направленности познавательных интересов, по способам выполнения учебных заданий, по характеру познавательной деятельности) Дифференциация (по уровням овладения учебным материалом, по направленности познавательных интересов, по способам выполнения учебных заданий, по характеру познавательной деятельности) Направленность на формирование способов математической учебной деятельности Направленность на формирование способов математической учебной деятельности Направленность на выявление и развитие математических способностей (научность, абстрактность, обобщённость, наполнение примерами математических объектов) Направленность на выявление и развитие математических способностей (научность, абстрактность, обобщённость, наполнение примерами математических объектов) Направленность на развитие познавательного интереса к математике (привлекательность, оригинальность, реальность, прогрессивность, включение исторических сведений, личностная значимость содержания для учащихся). Направленность на развитие познавательного интереса к математике (привлекательность, оригинальность, реальность, прогрессивность, включение исторических сведений, личностная значимость содержания для учащихся).
Требования к учебным программам элективных курсов по математике для предпрофильной подготовки К содержанию обучения: 3. Полнота Наличие всех элементов содержания, необходимых и достаточных для достижения целей курса и отсутствие перегруженности. Наличие всех элементов содержания, необходимых и достаточных для достижения целей курса и отсутствие перегруженности. 4. Систематичность и структурированность Логическая строгость, непротиворечивость Логическая строгость, непротиворечивость Модульность Модульность Соответствие способа развёртывания содержания целям курса Соответствие способа развёртывания содержания целям курса
Требования к учебным программам элективных курсов по математике для предпрофильной подготовки К процессу обучения: 5. Активность методов Частично-поисковый Частично-поисковый Исследовательский Исследовательский Методы проблемного обучения Методы проблемного обучения Методы научного познания Методы научного познания Метод проектов и др. Метод проектов и др. 6. Обеспеченность средствами обучения Учебно-методический комплекс, в частности учебное пособие Учебно-методический комплекс, в частности учебное пособие Библиотечные фонды Библиотечные фонды Современные источники информации Современные источники информации
Требования к учебным программам элективных курсов по математике для предпрофильной подготовки К процессу обучения: 7. Адекватность организации Активные формы организации учебной деятельности ( самостоятельная работа, игровые технологии, семинары, дискуссии, лабораторно-практические работы и др.) Активные формы организации учебной деятельности ( самостоятельная работа, игровые технологии, семинары, дискуссии, лабораторно-практические работы и др.) Контролируемость Контролируемость Краткосрочность Краткосрочность Оптимальность использования учебного времени Оптимальность использования учебного времени
Элективные курсы в предпрофильной подготовке (9-ый класс) и в профильном обучении (10-11-й классы) Разработка программы элективного курса.
ИТАК, содержание программы определяется: разработанностью теории вопроса; наличием опыта; ограничениями
Должны способствовать самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе Содержание Форма организации Методика проведения Курсы по выбору Расширять знания ученика по тому или иному предмету (образовательной области)
На заметку составителю программы Следует помнить о том, что в предпрофильной подготовке и профильном обучении смещаются приоритеты с освоения учащимися некоторой системы знаний, умений и навыков (ЗУНов), на развитие важнейших для современного мира компетенций, которые помогут школьнику стать полноценным, готовым к успешной жизни человеком.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА: -нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения ранее изученных разделов математики; -вариативность содержательной и организационной составляющих, т. е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательность изучения материала курса; -реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения элективного курса; -индивидуализация и дифференциация обучения; -ориентация в практической части на конкретные задачи и жизненные ситуации; -преимущество самостоятельности учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности.
Основные цели обучения элективного курса: развитие личности ребенка, распознавание и раскрытие его способностей. Основные цели обучения элективного курса: развитие личности ребенка, распознавание и раскрытие его способностей. Цель достигнута Цель не достигнута Если в результате занятий элективным курсом ученик выбирает путь продолжения образования, связанный с математикой. Если выпускник осознанно не выбирает «математическое будущее». Лишь в том случае, если ученик так и не понял, нравится ему математика или нет.
ГДЕ ВЗЯТЬ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСАМ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Предметно ориентированные Предметно ориентированные Существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов; Части учебных пособий для подготовки в вузы, классов с углубленным изучением предметов. Межпредметные Межпредметные Научно-популярная литература Научно-популярная литература
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА КУРСАХ ПО ВЫБОРУ Ученик должен активно действовать на уроке (дискуссии, диспуты, индивидуальная и групповая исследовательская работа и т.д.). Ученик должен активно действовать на уроке (дискуссии, диспуты, индивидуальная и групповая исследовательская работа и т.д.).
УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРИМЕНЯТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ТАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЧТОБЫ: Ученик мог приобрести умения (компетентности), которые позволят ему быть успешным на следующей ступени образовательной вертикали. Ученик мог приобрести умения (компетентности), которые позволят ему быть успешным на следующей ступени образовательной вертикали. Мог научиться демонстрировать свои успехи. Мог научиться демонстрировать свои успехи.
В школьной образовательной практике основными приоритетными ключевыми компетентностями являются: математическая компетентность (умение работать с числом, числовой информацией, владение математическими умениями), коммуникативная (умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться, информационная (владение информационными технологиями, работа со всеми видами информации), автономизационная (способность к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентноспособности), социальная (умение жить и работать с людьми, близкими, в трудовом коллективе, в команде), продуктивная (умение работать и зарабатывать, быть способным создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них), нравственная ( готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам).
Структурные элементы программы элективного курса : Титульный лист Пояснительная записка (ее еще называют объяснительной Структура курса Содержание курса Учебно-тематический план Учебно-методическое обеспечение Список литературы, который использовался при составлении программы Приложения
Программы элективных курсов по математике «За страницами учебников математики» для учащихся 9 класса, рассчитан на 17 часов «За страницами учебников математики» для учащихся 9 класса, рассчитан на 17 часов «Решение сложных задач по математике» для учащихся классов, рассчитан на 70 часов «Решение сложных задач по математике» для учащихся классов, рассчитан на 70 часов «Решение уравнений, неравенств и задач» для учащихся 10 класса, рассчитан на 35 часов «Решение уравнений, неравенств и задач» для учащихся 10 класса, рассчитан на 35 часов
Авторская программа учителя математики МКОУ «Мирновская СОШ 34» Веселовой М.К. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ учащихся 9 класса «За страницами учебников математики» 41
АННОТАЦИЯ к программе элективного курса «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ». Программа данного элективного курса разработана в соответствии с основными положениями концепции профильного обучения с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования к уровню математической подготовки выпускников основной школы (9 класс); с целью актуализации полученных знаний в образовательной области «Математика» и их применение в различных областях науки и жизненных ситуациях.
АННОТАЦИЯ к программе элективного курса «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ». Итоговая государственная аттестация гораздо сложнее итоговых контрольных работ по темам, пройденным за учебный год, потому что включает в себя всю программу 5-9 классов, содержит задания разного уровня сложности. Чтобы учащиеся успешно справились с возникшими трудностями при подготовке к итоговой аттестации, необходима планомерная, вдумчивая и добросовестная учеба в школе под руководством учителя. Данный курс имеет большой общеобразовательный и развивающий потенциал, так как способствует формированию более прочных знаний и предусматривает изучение не только основных, но и нестандартных методов и приёмов решения поставленных задач.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «За страницами учебников математики»: профессиональная ориентация учащихся 9 класса; интеграция сложившихся у них знаний и представлений по изучаемым темам в целостную картину; обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний, умений и навыков и их практического применения при решении конкретных задач. 44
ЦЕЛИ КУРСА Основной целью элективного курса «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ» является систематизация и расширение знаний учащихся по избранным темам : «Функции и их графики», «Уравнения, неравенства и их системы», «Проценты и процентные вычисления в жизненных ситуациях»; обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний, умений и навыков и их практического применения при решении конкретных задач. 45
ЗАДАЧИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Ознакомить учащихся с наиболее известными методами и приёмами применения математических знаний в различных учебных и жизненных ситуациях. Научить учащихся при анализе условия задачи выделять проблему и решать её, разрабатывая и применяя соответствующую математическую модель. Познакомить учащихся с нестандартными, нетрадиционными подходами к решению задач. Формировать и развивать абстрактное мышление учащихся, умение исследовать графики, видеть возможности его применения по условию задачи. 46
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В результате изучения программы элективного курса «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ» учащиеся получают возможность: ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ: Алгоритмы решения конкретных задач, уравнений и неравенств. Основные методы решения рациональных уравнений. Методы доказательства неравенств Элементарные приёмы построения графиков функций. 47
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УМЕТЬ: Применять теоретические знания к решению конкретных задач, уравнений и неравенств. Точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения. Применять рациональные приемы при решении конкретных задач и выполнении вычислений и тождественных преобразований. Выполнять процентные вычисления, возникающие в жизненных ситуациях. 48