« Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения ». А. де Сент - Экзюпери.
Речевая направленность ( обучение иностр. языкам через общение ). Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря. Речевые упражнения ( дозированное и стремительное накопление большого объёма лексики и грамматики с немедленной реализацией ).
3 стороны речевой деятельности : лексическая, грамматическая, фонетическая неразрывно связаны в процессе говорения.
Ситуация – это система взаимоотношений собеседников, складывающихся в ходе беседы, то есть общения. Отбор и организация материала по проблемам общения, интересным для учащихся каждого возраста. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, устраивающей говорящих.
Новизна речевых ситуаций ( смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения ). Новизна используемого материала ( его информативность ). Новизна организации урока ( его видов, форм ). Разнообразие приёмов работы. Непроизвольное запоминание.
Любой человек отличается от другого : своими природными способностями ; Умением осуществлять учебную и речевую деятельность ; своими характеристиками как личности : Опытом ( у каждого он свой ); Контекстом деятельности ; Набором определённых чувств и эмоций » Своими интересами ; Своим положением в коллективе ( классе ).
Ученики активно общаются друг с другом. Условием успеха каждого являются успехи остальных.
Объём страноведческих и лингвистических знаний очень велик. Отбор объёма знаний. Представление культуры страны и системы языка в концентрированном, модельном виде.
Содержательную сторону языка составляют проблемы, а не темы. Проблема : « Легко ли хорошо учиться ?» вбирает в себя тему : « Школа », или проблема : « Помощник ли я дома ?» – тему : « Семья ». Наличие проблемного содержания является условием появления у человека потребности говорить, которое служит основным условием коммуникативной мотивации.
Условно - речевые упражнения – для формирования навыка ( однотипная повторяемость единиц, неразорванность во времени ). Речевые упражнения : пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование.
Иная организация учебного процесса ( дети сидят не в затылок друг другу, а полукругом ); Удобнее общаться ; Снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности ; Идёт обучающее общение ; Имитация « погружения » в языковую среду.
Все эти принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга, представляя систему положений, определяющих стратегию обучения. Поэтому важно соблюдение всех этих принципов в системе.