Технология использования ИКТ на уроках основ безопасности жизнедеятельности в старших классах
Целью данной технологии является: Формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования и повышение эффективности образовательного процесса по «Основам безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации и достижения 100% успеваемости в классах.
Задачи, решаемые технологией: развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы; развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы; организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе; организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе; увеличение наглядности при рассмотрении новой темы; увеличение наглядности при рассмотрении новой темы; облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ. облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.
Необходимыми условиями для реализации технологии являются: наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала; наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала; владение учителем ОБЖ основами информационно- коммуникационных технологий; владение учителем ОБЖ основами информационно- коммуникационных технологий; развитая информационная среда образовательного учреждения; развитая информационная среда образовательного учреждения; смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта; смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта; владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности. владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.
Варианты уроков с использованием ИКТ 1.Урок изучения нового материала 2. Урок повторения пройденного материала 3. Урок контроля и проверки знаний Комбинирован- ный урок
Самооценка учащихся в курсе ОБЖ 1- Понимаю, какая информация нужна к уроку, где и как её искать.(100%) 1- Понимаю, какая информация нужна к уроку, где и как её искать.(100%) 2-Умею отсекать недостоверную, устаревшую, бесполезную информацию. (97%) 2-Умею отсекать недостоверную, устаревшую, бесполезную информацию. (97%) 3-На основе имеющихся знаний и полученной информации научился создавать новые ясные и чёткие представления и знания.(83%) 3-На основе имеющихся знаний и полученной информации научился создавать новые ясные и чёткие представления и знания.(83%) 4-Могу поделиться своими знаниями с окружающими, в том числе создавая свои источники информации.(71%) 4-Могу поделиться своими знаниями с окружающими, в том числе создавая свои источники информации.(71%) 5-Научился заниматься более эффективно, используя для этого информационные технологии.(100%) 5-Научился заниматься более эффективно, используя для этого информационные технологии.(100%) 6- Научился работать как самостоятельно, так и в команде с использованием приёмов индивидуальной или коллективной деятельности. (85%) 6- Научился работать как самостоятельно, так и в команде с использованием приёмов индивидуальной или коллективной деятельности. (85%)
Успеваемость по курсу ОБЖ в 10-х классах, %
Итоги обучения 11-х классов по курсу ОБЖ, %
Выполнение ряда условий: регулярность применения ИКТ на уроках ОБЖ; регулярность применения ИКТ на уроках ОБЖ; полнота программного методического комплекса (ПМК) по дисциплине; полнота программного методического комплекса (ПМК) по дисциплине; время для самостоятельной работы; время для самостоятельной работы;
Итоги применения данной технологии в учебном процессе: Возросший уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке; Возросший уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке; Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ; Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ; Обозначившаяся объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности; Обозначившаяся объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности; Появление и рост у учащихся познавательного интереса; Появление и рост у учащихся познавательного интереса; Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока. Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока. Фрагмент урока