это технология, использующая IP в качестве основного средства передачи голоса. Для обозначения этого явления используется также аббревиатура VoIP, которая расшифровывается как Voice over IP, то есть голос поверх протокола интернета (IP).
Для передачи сигнала с телефона на телефон необходимы специальные устройства - IP- шлюзы. Это устройства, с помощью которых осуществляется трансляция данных из одного типа сети в сети другого типа. IP- шлюзы, или как их еще называют IP- серверы, с одной стороны связаны с телефонными линиями и могут установить соединение с любым телефоном мира, а с другой - с интернетом, за счет чего могут связываться с любым, подсоединённым к интернету компьютером.
Телефонный сигнал шлюзом оцифровывается, сжимается, разбивается на пакеты и отправляет через IP- сеть по назначению с использованием протокола TCP/ IP. Затем сигнал проходит через еще один шлюз, где снова преобразуется в телефонный. IP- телефония позволяет также устанавливать соединение по схемам компьютер – телефон и компьютер - компьютер. В этом случае пользователю нужны компьютер с возможностью выхода в интернет, микрофон и наушники.
Один из главных плюсов IP- телефонии – это более низкая стоимость связи. Причем расстояние между звонящими никак на стоимость не влияет. Особенно разница ощутима при международных переговорах. С IP- телефонией они обходятся дешевле в десятки раз. Второй плюс качество связи также не зависит от расстояния. Зависит же оно от загруженности канала. С этим как раз связан один из основных недостатков IP- телефонии. Сеть Интернет изначально не предназначалась для передачи голоса. Если сеть загружена, возможны задержки передачи пакетов в голосовым трафиком, а могут происходить даже их потери. Все это снижает качество разговора. Решение проблемы – выделенные каналы связи, но это уже обходится дороже.
Несомненно, преимущество использования VoIP на корпоративном уровне. Эта технология вполне может стать альтернативой офисным мини - АТС. Внедрение IP- инфраструктуры, дающей возможность одновременной передачи данных, голоса и видео, значительно повышает эффективность бизнес - процессов и снижает общую стоимость содержания коммуникационной инфраструктуры.
Протокол Интернет (Internet-Protocol) - свод правил, обеспечивающих передачу данных между компьютерами, работающими на разнообразных сетях с различной аппаратной конфигурацией и операционными системами и выполняющими различные протокол о независимые процессы пользователя.
В сетях на основе IP все данные - голос, текст, видео, компьютерные программы или информация в любой другой форме - передаются в виде пакетов. Любой компьютер и терминал такой сети имеет свой уникальный IP- адрес, и передаваемые пакеты маршрутизируются к получателю в соответствии с этим адресом, указываемом в заголовке. Данные могут передаваться одновременно между многими пользователями и процессами по одной и той же линии. При возникновении проблем IP- сети могут изменять маршрут для обхода неисправных участков. При этом протокол IP не требует выделенного канала для сигнализации.
В телефонной сети терминал пользователя должен быть постоянно подключен физической линией к оборудованию оператора, независимо от того, используется он в данный момент или нет. А для связи должно быть установлено непосредственное гарантированное соединение между абонентами на все время связи, независимо от реального объема передаваемой информации.
Технология передачи информации с использованием протокола IP имеет за рубежом устоявшееся название Voice Over IP (VOIP). Одним из приложений этой технологии является Интернет - телефония (Internet Telephony). Под Интернет - телефонией понимается обмен голосовой информацией в режиме реального времени через Интернет или любую другую сеть на основе протокола IP. Поэтому интернет - телефонию иногда называют IP- телефонией (IP telephony).
В общем, процесс передачи голоса по Интернет состоит из нескольких этапов. Первый этап - это оцифровка голоса. Затем оцифрованные данные анализируются и обрабатываются с целью уменьшения физического объема данных, передаваемых получателю. Как правило, на этом этапе происходит подавление ненужных пауз и фонового шума, а также компрессирование.
На следующем этапе полученная последовательность данных разбивается на пакеты и к ней добавляется протокольная информация - адрес получателя, порядковый номер пакета на случай, если они будут доставлены не последовательно, и дополнительные данные для коррекции ошибок. При этом происходит временное накопление необходимого количества данных для образования пакета до его непосредственной отправки.
Извлечение переданной голосовой информации из полученных пакетов также происходит в несколько этапов. Когда голосовые пакеты приходят на терминал получателя, то сначала проверяется их порядковая последовательность. Поскольку IP- сети не гарантируют время доставки, то пакеты со старшими порядковыми номерами могут прийти раньше, более того, интервал времени получения также может колебаться ( т. н. джиттер ). Для восстановления исходной последовательности и синхронизации происходит временное накопление пакетов.
Однако некоторые пакеты могут быть вообще потеряны при доставке, либо задержка их доставки превышает допустимый разброс. В обычных условиях приемный терминал запрашивает повторную передачу ошибочных либо потерянных данных. Но передача голоса слишком критична ко времени доставки, поэтому в этом случае либо включается алгоритм аппроксимации, позволяющий на основе полученных пакетов приблизительно восстановить потерянные, либо эти потери просто игнорируются, а пропуски заполняются данными случайным образом.
Полученная таким образом ( не восстановленная ) последовательность данных декомпрессируется и преобразуется непосредственно в аудио - сигнал, несущий голосовую информацию получателю. Таким образом, с большой степенью вероятности, полученная информация не соответствует исходной ( искажена ) и задержана ( обработка на передающей и на приемной стороне требует промежуточного накопления ). Однако в некоторых пределах избыточность голосовой информации позволяет мириться с такими потерями.
С точки зрения пользователя можно выделить три различные категории голосовых соединений через Интернет. Услуги по двусторонней передаче голосовой информации от компьютера к компьютеру - информация передается через Интернет между персональными компьютерами двух пользователей. При этом оба пользователя используют подключение к Интернет - через модем, либо по выделенной линии, - совместимое программное обеспечение, громкоговорители и микрофоны для общения друг с другом.
Услуги по двусторонней передаче голосовой информации между компьютером и телефоном - информация передается через Интернет между персональным компьютером одного из пользователей и телефонным аппаратом другого пользователя.
При этом для выхода в ТФОП используется программно - аппаратный шлюз оператора услуг Интернет - телефонии а один из участников соединения использует подключение к Интернет - через модем, либо по выделенной линии, - совместимое со шлюзом оператора программное обеспечение, громкоговоритель и микрофон для общения. Соединение может инициироваться как с телефона, так и с компьютера. В первом случае терминал вызываемого абонента идентифицируется IP адресом, во втором - телефонным номером.
Услуги по двусторонней передаче голосовой информации между телефонами пользователей. В этом случае большую часть пути между участниками соединения голосовая информация преодолевает посредством пакетных средств коммуникаций с использованием Интернет - протокола. Такое соединение возможно при наличии двух совместимых шлюзов одного или нескольких операторов Интернет - телефонии.