Образовательные технологии Лукичева Е.Ю., к.п.н., доцент кафедры теории и методики естественнонаучного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Основная педагогическая задача – создание.
Advertisements

Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Д ЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению ; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки,
Метод проектов в вопросах и ответах. «Устремите ум на радость творчества» Н.И. Рерих Н.И. Рерих Основополагающий вопрос: Зачем исследовать то, « Зачем.
Круглый стол. Вопросы: В современной школе я больше всего ценю… В современной школе я не принимаю… Какой учитель, по вашему мнению, соответствует современной.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: теоретические основы Автор презентации: Семенова Н.И., ст.методист ГБОУ СОШ 16.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
МЕТОД ПРОЕКТОВ Афанасьева Анна Павловна МБОУ «СОШ г. Бирюча» МБОУ «СОШ г. Бирюча»
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Человек есть свой собственный проект. Ж.П. Сартр.
Общешкольный проект ХОТИМ ВСЕ ЗНАТЬ. Участники проекта Учащиеся 0-12 классов, родители, учителя, воспитатели, сурдопедагоги Исполнители Учащиеся 0-12.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Сероштан Е.А. зав. учебно-методическим отделом СПб ГБОУ СПО «ПКГХ», преподаватель информатики высшей квалификационной категории.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Транксрипт:

Образовательные технологии Лукичева Е.Ю., к.п.н., доцент кафедры теории и методики естественнонаучного образования

История вопроса

Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Возможна ли технологизация процесса обучения, если учесть, что педагогическая деятельность - это деятельность творческая?

Технология от греч. «techne» - искусство, мастерство «logos» - наука Технология - наука о мастерстве Технология от греч. «techne» - искусство, мастерство «logos» - наука Технология - наука о мастерстве

«Технология» - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле (Толковый словарь)

«Педагогическая технология» («технология обучения») - это совокупность форм, методов, совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса

Признаки педагогической технологии Четкая и диагностичная постановка целей обучения, ориентация всех процедур на их гарантированное достижение Четкая и диагностичная постановка целей обучения, ориентация всех процедур на их гарантированное достижение Гибкое управление процессом обучения за счет: Гибкое управление процессом обучения за счет: а) деления его на отдельные этапы; б) мотивации деятельности учащихся на каждом из них Оперативная обратная связь на основе системной диагностики учебных достижений учащихся Оперативная обратная связь на основе системной диагностики учебных достижений учащихся Воспроизводимость всего обучающего цикла Воспроизводимость всего обучающего цикла

Педагогические технологии Общие Общие Локальные Локальные Техники (малые методики) Техники (малые методики)

I.Общие педагогические технологии Традиционное обучение Традиционное обучение Дифференцированное обучение Дифференцированное обучение Индивидуализированное обучение Индивидуализированное обучение Коллективный способ обучения Коллективный способ обучения Развивающее обучение Развивающее обучение Обучение на основе модели полного усвоения знаний Обучение на основе модели полного усвоения знаний Концентрированное обучение Концентрированное обучение и другие и другие

Традиционное обучение (не относится к числу современных способов обучения) Актуализация прежних знаний (опрос) Актуализация прежних знаний (опрос) Изложение нового материала Изложение нового материала Закрепление Закрепление Домашнее задание Домашнее задание ( Такое построение полностью соответствует логике усвоения знаний и дает высокие результаты, если целью обучения является усвоение фактической информации и формирование практических умений)

Дифференцированное обучение Дифференциация обучения по уровню знаний или по уровню возможностей Дифференциация обучения по уровню знаний или по уровню возможностей Предварительное разделение класса на группы с разным уровнем знаний и вычленение в учебном материале обычно трех типов программ: стандартной, обогащенной и продвинутой Предварительное разделение класса на группы с разным уровнем знаний и вычленение в учебном материале обычно трех типов программ: стандартной, обогащенной и продвинутой Процесс обучение строится так же, как в традиционном обучении Процесс обучение строится так же, как в традиционном обучении Но при закреплении, повторении и контроле учащиеся выполняют задания разного уровня сложности Но при закреплении, повторении и контроле учащиеся выполняют задания разного уровня сложности

Развивающее обучение элементы развивающей системы Позитивная взаимозависимость Позитивная взаимозависимость Личное взаимодействие Личное взаимодействие Индивидуальная ответственность Индивидуальная ответственность Навыки общения Навыки общения Совместная оценка Совместная оценка Система научно-теоретических понятий в задачном виде Система научно-теоретических понятий в задачном виде Коллективно-распределительная форма с учетом года обучения Коллективно-распределительная форма с учетом года обучения Учебная дискуссия – основная форма обучения Учебная дискуссия – основная форма обучения Контролируется и оценивается процессуальная сторона обучения Контролируется и оценивается процессуальная сторона обучения

II.Локальные технологии Модульное обучение Модульное обучение Проблемное обучение Проблемное обучение Поисковые и исследовательские технологии Поисковые и исследовательские технологии Игра и ее разновидности Игра и ее разновидности Диалоговые и дискуссионные технологии Диалоговые и дискуссионные технологии Проектное обучение Проектное обучение Новые информационные технологии Новые информационные технологии Технологии дистанционного обучения Технологии дистанционного обучения Технология открытого образования Технология открытого образования «Дебаты» «Дебаты» «Портфолио» «Портфолио» «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) «Образ и мысль» «Образ и мысль»

Проектное обучение классификация проектов Признаки Виды проектов Уровень творчества - исполнительский - конструктивный - творческий Содержание - монопредметные - межпредметные - надпредметные Назначение - учебные - личные (семейные) - общественные - производственные

База выполнения - школьные - внешкольные (УДО, семья, производство) - комплексные Количественный состав исполнителей -индивидуальные - групповые - коллективные Возрастной состав исполнителей - одновозрастной - разновозрастной Продолжительность выполнения - мини-проекты (несколько занятий) - четвертные - полугодовые - годовые - многолетние

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Поиск способов решения (выдвижение гипотез) ПРОБЛЕМА Исследовательская, поисковая пр. деятельность Исследовательская, поисковая пр. деятельность Оформление результатов Защита проекта Прогнозирование новых проблем

Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная). Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная). Проекты: Проекты: - практико-ориентированные, - информационные, - творческие.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА 1.Представление проблемной ситуации: вербально; с помощью видеоряда; вербально; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств. с помощью мультимедийных средств. 2. Мозговая атака. 3. Обсуждение. 4. Выдвижение гипотез. 5. Определение типа проекта. 6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей. 7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов. 8.Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ( продолжение) 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке). 10. Оформление результатов проектной деятельности. 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка.

Игровые технологии классификация игр Дидактическая игра Дидактическая игра Имитационная (ситуационная) Имитационная (ситуационная) Деловая Деловая Ролевая Ролевая Символическая Символическая

Дискуссионные технологии формы дискуссии «Круглый стол» «Круглый стол» «Заседание экспертной группы» «Заседание экспертной группы» «Форум» «Форум» «Симпозиум» «Симпозиум» «Дебаты» «Дебаты» «Судебное заседание» «Судебное заседание»

Технология открытого образования «Портфолио»: «портрет» «портрет» (в виде эссе или сочинения, рисунков или комиксов, коллажа, кластера, герба и девиза, ответы на вопросы анкеты) (в виде эссе или сочинения, рисунков или комиксов, коллажа, кластера, герба и девиза, ответы на вопросы анкеты) «коллектор» «коллектор» (картотека литературы, которой человек пользуется при работе) (картотека литературы, которой человек пользуется при работе) «рабочие материалы» «рабочие материалы» (творческие работы, рефераты, рисунки, стихи и т.д.) (творческие работы, рефераты, рисунки, стихи и т.д.) «достижения» «достижения» (суммируются материалы, грамоты, награды, и т.д.) (суммируются материалы, грамоты, награды, и т.д.)