Педагогическая технология Технология критического мышления. Технология критического мышления. Образование – это индустрия направленная в будущее. Образование – это индустрия направленная в будущее. С.П. Капица.
Содержание. Понятия педагогической технологии. Понятия педагогической технологии. Современное традиционное обучение – классно-урочная технология. Современное традиционное обучение – классно-урочная технология. Технология критического мышления (как лучше организовать урок) Технология критического мышления (как лучше организовать урок)
Понятие педагогической технологии. Т Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Три аспекта педагогической технологии. научный научный процессуально-описательный процессуально-описательный процессуально-действенным процессуально-действенным
Уровни педагогической технологии. Общепедагогический уровень - общепедагогическая технология. Общепедагогический уровень - общепедагогическая технология. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология. Локальный (модульный). Локальный (модульный).
Структура педагогической технологии. Концептуальная основа; Концептуальная основа; Содержательная часть обучения; Содержательная часть обучения; Процессуальная часть. Процессуальная часть.
Источники и составные части. социальные преобразования и новое педагогическое мышление; социальные преобразования и новое педагогическое мышление; наука - педагогическая, психологическая, общественные науки; наука - педагогическая, психологическая, общественные науки; передовой педагогический опыт; передовой педагогический опыт; опыт прошлого, отечественный и зарубежный; -народная педагогика. опыт прошлого, отечественный и зарубежный; -народная педагогика.
Современное традиционное обучение. Нет силы более могущественной, чем традиция. Ф. Энгельс Ф. Энгельс «Традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским. «Традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским.
Признаки традиционной классно- урочной технологии. Учащиеся приблизительно одного возраста составляют класс. Учащиеся приблизительно одного возраста составляют класс. Класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Основной единицей занятий является урок. Основной единицей занятий является урок. Работой учащихся на уроке руководит учитель. Работой учащихся на уроке руководит учитель. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены - атрибуты классно-урочной системы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены - атрибуты классно-урочной системы.
Положительные и отрицательные стороны (К – УТ). Положительные Положительные Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Организационная четкость Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Отрицательные Отрицательные Шаблонное построение, однообразие Нерациональное распределение времени урока На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активности учащихся Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день) Слабая обратная связь. Усредненный подход Отсутствие индивидуального обучения
Технология «Критическое мышление». Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег Критическое мышление это поиск здравого смысла, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Критическое мышление это поиск здравого смысла, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Три основные фазы в новой педагогической технологии. Вызов Вызов Реализация (осмысление) Реализация (осмысление) Рефлексия Рефлексия
Вызов. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома. побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Реализация (осмысление). Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; получить новую информацию; осмыслить ее; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. соотнести с уже имеющимися знаниями.
Рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Методические приёмы на уроках с использованием ТКМ. Прием «Корзина» идей, понятий, имен… Прием «Составление кластера». Прием «Пометки на полях» - инсерт. Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ». Прием «Написание синквейна».
Правила написания синквейна. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по- возможности, эмоциональной. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по- возможности, эмоциональной.
Спасибо за внимание.