Спицына Надежда Павловна Учитель биологии Мошокской средней общеобразовательной школы Судогодского района Высшая квалификационная категория Педагогический стаж – 26 лет
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края Цель: вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность, объектами которой является природа родного края
Ведущая идея опыта Через вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность решить следующие задачи: повысить значимость биологии как учебного предмета через необычную форму работы, способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся, способствовать повышению интеллектуального потенциала ребенка, способствовать формированию у детей исследовательского типа мышления.
Базовые понятия опыта Исследовательская деятельность Это деятельность по овладению логикой научного познания Это форма организации работы, которая связана с решением исследовательских задач, т. е. задач с неизвестным заранее решением
Объект исследования – исследовательская деятельность учащихся как процесс Предмет исследования - - условия организации исследовательской деятельности, -формы и методы организации исследовательской деятельности
Технология опыта
Условия организации исследовательской деятельности «Информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребёнка, с прежним багажом знаний, находит, за что зацепиться. В противном случае « в одно ухо влетело, в другое – вылетело», именно поэтому необходимо систематическое обучение. Хаотическое обучение не даёт большого эффекта» Гафитулин М. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся. Педагогическая техника стр «Только та технология даёт необходимый результат, которая одухотворена её главным автором - _Учителем.» Г. В. Селевко.
Формы организации исследовательской деятельности Урок Внеклассная работа – кружок, факультатив, профильный экологический отряд Внеклассная работа – кружок, факультатив, профильный экологический отряд Индивидуальная форма работы с одаренными детьми Индивидуальная форма работы с одаренными детьми
-обучение работе с научной литературой, -создание проблемных ситуаций, решение сложных вопросов требующих актуализации знаний, построения гипотез. - проведение наблюдений, постановка опытов, проведение лабораторных работ
Экологические экспедицииИсследовательские работы
Этапы организации исследовательской деятельности: -выполнение учебных заданий, включающих подробные указания по их выполнению или образец деятельности -выполнение учебных заданий, нацеленных на самостоятельное «открытие» новых знаний по алгоритму действия -выполнение заданий по упрощённым методикам сбора и обработки данных под контролем со стороны учителя -выполнение исследовательских работ и их презентация
Исследовательские умения обучающихся Видит проблему, формулирует её. Ставит цели исследования. Планирует ход предстоящей работы. Фиксирует результаты различными способами (описание, схема, таблица, график, чертёж). Анализирует результаты исследования.
Год НаименованиеУровеньРезультат 1995«Исследование реки Синеборки и её притока реки Куровки» (районная экологическая экспедиция ) РайоннаяУчастие в областной научно- практической конференции 1995Участие в экологическом слетеРайонный Областной 1 место 8 место 1996Исследовательская работа «Использование воды на заводе «Красный Химик» её дальнейшая очистка» (Гришин Денис) Районная конференция Областная экологическая олимпиада 1 место 10 место 1996Областная экологическая экспедиция Исследовательская работа «Исследование качкства воды в реке Поль Гусь Хрустального района методом биоиндикации» (Спицына М.) Районная конференция Областная экологическая олимпиада 1 место 3 место 1997Исследовательская работа «Влияние автотранспорта на окружающую среду с. Мошок» ( Гусев С.) Районная конференция Областная экологическая олимпиада 1 место 5 место 1998Исследовательская работа «Изучение биогеоценоза смешанного леса» (Гусев С.) Районная конференция Областная экологическая олимпиада 1 место 8 место Результативность
2003Областная экологическая экспедиция «Изучение редких видов орхидных и чешуекрылых в районе речки Марса» ОбластнойОтчёт сдан в областное общество охраны природы 2003Исследовательская работа «Изучение состояния популяции аполлона в окрестностях с. Мошок» (Баринова Я. и Куликова А.) Районная конференция Областная научно- практическая конференция 1 место 3 место 2004Продолжение исследования по изучению состояния популяции аполлона Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды г. Москва 5 место 2005Участие во Всероссийском юниорском конкурсе «Подрост» Всероссийский конкурс Участие 2005Исследовательская работа «Изучение состояния популяции аполлона в окрестностях с. Мошок за период г.г.» (Баринова Я. и Куликова А.) Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета» Победители в номинации Гран- При на лучший исследователь ский проект
Адресная направленность Рекомендуется для организации работы с одаренными детьми Представляет интерес для всех коллег, кто понимает особую роль исследовательской деятельности в индивидуальной самореализации личности ученика Спасибо за внимание!