TAIS Airline Common Language Facility Средство универсального доступа к системам управления отправками авиакомпаний бизнес-решение для аэропортов и авиакомпаний России TAIS CLF -
Современные авиационные технологии обслуживания пассажиров заставляют авиакомпании использовать собственные, т.н. хвостовые системы управления отправками (Departure Control Systems - DCS). Центр обработки данных (ЦОД) хвостовой DCS входит в состав информационного комплекса авиакомпании и размещен на большом удалении от аэропорта. Регистрация и посадка пассажиров авиакомпании осуществляется с помощью терминала DCS - программы, являющейся представителем DCS в аэропорту. TAIS CLF Стойка регистрации Аэропорт ЦОД DCS A ЦОД DCS B ЦОД DCS C Терминал DCS А Терминал DCS B Терминал DCS C
TAIS CLF Для обслуживания пассажиров в аэропорту используются три типа рабочих мест: стойка регистрации - включает компьютер, принтер для печати посадочных талонов, принтер для печати багажных бирок, весы. стойка контролера на посадке - включает компьютер и сканер для контроля посадочных талонов стойка (киоск) самообслуживания пассажиров (CCUS – Common Use Self-Service Kiosks), в состав которой также входит принтер для печати посадочных талонов. Вопрос о внедрении CCUS требует отельного анализа и, возможно, программно-аппаратной поддержки, и в этом проекте не рассматривается.
TAIS CLF В крупном аэропорту число используемых DCS может измеряться десятками. Это приводит к следующим проблемам: 1. Различные DCS могут использовать разную конфигурацию рабочих мест. Поэтому практически невозможно согласовать состав оборудования рабочих мест для всех DCS. Такая ситуация может привести к делению рабочих стоек между авиакомпаниями, что крайне нежелательно для аэропорта. 2. От операторов требуется умение работать с программами – терминалами разных DCS. Это существенно усложняет работу операторов и ухудшает качество обслуживания пассажиров.
TAIS CLF Первая проблема (работа с оборудованием) может быть решена с помощью программного обеспечения типа CUTE (Common Used Terminal Equipment). CUTE обеспечивает независимость терминалов DCS от конкретной конфигурации оконечного оборудования на стойках обслуживания пассажиров. Существуют следующие системы данного типа: 1. SITA CUTE 2. ARINC MUSE 3. Ultra CUSE Стоимость внедрения этих систем в аэропорту составляет сотни тысяч долларов. Поэтому использование технологии CUTE является слишком дорогостоящим решением для средних и малых аэропортов России.
TAIS CLF Аэропорт Системы типа Common Language Facility (CLF) обеспечивают комфортную работу операторов аэропорта благодаря единому терминалу для различных DCS. CLF также позволяют согласовать DCS с оборудованием рабочих мест. Стойка регистрации Терминал CLF ЦОД DCS A ЦОД DCS B ЦОД DCS C
TAIS CLF На долю авиакомпаний «Аэрофлот-РАЛ» (SU), «Сибирь» (S7), альянс AiRUnion (7B, E3, E5 и др.) приходится более 40% внутренних перевозок по России. Объем внутренних перевозок с января по октябрь 2007 превысил 6 млн. Указанные авиакомпании используют хвостовые DCS в составе своих информационных комплексов: SU – Sabre DCS S7 – SITA DCS AiRUnion – TAIS DCS (Регина) Перечисленные авиакомпании активно внедряют новые технологии и продвигают собственные DCS в аэропорты маршрутной сети. В планах авиакомпаний оснащение автоматизированных рабочих мест более, чем в 40 аэропортах России, не считая крупнейших.
TAIS CLF Проект TAIS CLF – путь к решению указанной проблемы.
TAIS CLF Терминал TAIS CLF взаимодействует с каждой DCS по тем же протоколам обмена, что и собственный терминал данной DCS. Экран терминала TAIS CLF сочетает графический ввод информации оператором с ответом, выдаваемом в формате данной DCS. Первый экран позволяет оператору выбрать авиакомпанию, рейс которой следует обслужить.
TAIS CLF После выбора авиакомпании появляется основное окно программы. Набор кнопок слева виден постоянно. Каждой кнопке соответствует горячая клавиша. Ниже набора кнопок – логотип авиакомпании. Основную часть экрана занимает окно терминала DCS.
TAIS CLF Здесь приведен пример реакции системы на выбор рейса. Рейс вводится в соответствующем диалоговом окне. Ответ системы отображается в основном окне. Все меню ввода русифицированы.
TAIS CLF В форму вводятся данные для получения списка пассажиров. Ключ рейса, для которого необходимо вывести список, автоматически заполняется данными, введенными в форме выбора рейса, но может быть изменен вручную.
TAIS CLF Список пассажиров выведен. При посылке запроса на вывод списка под окном терминала появляются кнопки, позволяющие выбрать конкретного пассажира из списка.
TAIS CLF Регистрация пассажира с багажом и с указанием места. Место может быть введено вручную или выбрано на карте мест салона. Макет самолета представлен графически.
TAIS CLF Оценка затрат на разработку продукта (1) Срок разработки – 6 месяцев. Из них разработка диалоговых форм – 4 месяца. Разработка интерфейсов с TAIS DCS и SITA DCS – 4 месяца. Разработка полного варианта TAIS CLF, включая интерфейс с Sabre DCS – 6 месяцев. Исходные данные для разработки и сопровождения
TAIS CLF Оценка затрат на разработку продукта (2) Коллектив разработчиков:Стоимость человеко-часа ($) Месяцев (168 чел- час/мес) Оплата ($) Руководитель проекта Программист -разработчик экранных форм Программист - разработчик интерфейсов с DCS Технолог Редактор тех. документации Итого Т.о. с учетом прибыли в размере 20% стоимость разработки составит около $ Стоимость сопровождения продукта оценивается из расчета 18% в год от стоимости разработки и составит около $27000 в год.
TAIS CLF Оценка стоимости продвижения и внедрения продукта При оценке стоимости продвижения продукта примем, что работу по маркетингу выполняет менеджер, который обходится компании в $33 в час. Временные затраты на работу менеджера с одним аэропортом оценим в объеме 15 рабочих дней или 120 часов. Т.о. затраты на продвижение продукта для одного аэропорта составят около $3960 Оценка стоимости внедрения на объекте Внедрение терминалов TAIS CLF потребует установки программного продукта на рабочих станциях, обучения персонала аэропорта и подключения всех станций к DCS авиакомпаний. Можно утверждать, что объем работы в этом случае практически не зависит от числа внедряемых терминалов в аэропорту и потребует 3 рабочих дней от двух специалистов с нормо-часом в $28. При средней стоимости командировочных расходов $400 на перелет, $50 на проживание и суточные получим общую оценку расходов в размере $2244. Оценка стоимости продвижения на рынке силами ТАИС
TAIS CLFОценка объема рынка Общее количество аэропортов России и СНГ (за исключением Москвы и С.Петербурга), присутствующих в маршрутных сетях SU, S7 и AirUnion, - около 50. Из них примерно в 25 аэропортах уже имеются или планируются автоматизированные рабочие места по регистрации и контролю. Таким образом для автоматизации остальных 25 аэропортов требуется установка оборудования и проведение соответствующих работ по комплексной пуско-наладке объекта. Поскольку аэропорты 2 группы относятся в основном к числу малых, то среднее количество рабочих мест для них составляет: 3 РМ регистратора и 1 РМ контроллера на посадке. Т.о. общее количество автоматизированных рабочих мест, включающих терминалы TAIS CLF, для этих аэропортов составит: РМ регистратора – 75 РМ контроллера на посадке - 25
TAIS CLFЗатраты на оборудование рабочих мест Состав оборудования РМШт.Цена ($)Стоимость ($) РМ регистратора Компьютер бизнес-класса Принтер IER Весы BTM – Итого: РМ регистратора – $6650 РМ контроллера на посадке Компьютер бизнес-класса Сканер Metrologic MS7120 Orbit Итого: РМ контроллера - $1450 Стоимость оборудования одного аэропорта автоматизированными рабочими местами с учетом затрат на продвижение продукта и на пуско-наладку оборудования составит для одного аэропорта: 3 РМ регистрации -$ РМ контроллера на посадке - $1450 Итого: $ 21400
TAIS CLF Предложение по инвестициям в комплексную автоматизацию обслуживания пассажиров в аэропорту Предлагается следующие условия участия ТАИС и потенциального инвестора в комплексной автоматизации зоны обслуживания пассажиров в средних и малых аэропортах России и СНГ. Комплексная автоматизация предполагает оборудование стоек регистрации и контроля посадки программно-аппаратными средствами с включением в поставку терминалов TAIS CLF. ТАИС или специально созданная внедренческая компания возьмет на себя работы по продвижению автоматизации в аэропорты и по внедрению программно-аппаратных средств. Суммарные расходы составят: Со стороны ТАИС – стоимость TAIS CLF в размере $ Со стороны Инвестора затраты на закупку оборудования рабочих мест в объеме, необходимом для 25 аэропортов, что составит $21400 * 25 = $ Со стороны ТАИС или инвестора стоимость продвижения на рынке и работ по внедрению РМ в 25 аэропортах - $2244 * 25 = $ Суммарные затраты составят $
TAIS CLF Возврат инвестиций и ожидаемая прибыль В качестве компенсации за поставленное оборудование и выполненные работы аэропортам могут будут предложены следующее условие: за внедрение программно-аппаратного комплекса аэропорт (авиакомпания) оплачивает по $1,0 за каждого пассажира, отправленного через терминал TAIS CLF. При условии, что в день будет отправлено по одному такому рейсу из каждого из 25 аэропортов (что представляется более, чем реальным), и при условии, что средняя загрузка борта составляет 100 человек, общий доход составит $2500 в день или около $ в год. Т.о. можно ожидать, что вложенные средства могут быть возвращены в течение 1,5 – 2 лет. Последующая эксплуатация системы будет приносить участникам около $1 млн. ежегодно в пропорции, соответствующей начальным вложениям.