1 Технологии мультимедиа Москин Николай Дмитриевич старший преподаватель, к.т.н. математический факультет Петрозаводский государственный университет
2 §12 XML и мультимедиа XML (eXtensible Markup Language – расширяемый язык разметки) – это язык разметки, имеющий средства определения тегов и задающий ограничения на их использование. Таким образом, XML можно рассматривать как метаязык, позволяющий определять другие языки разметки.
3 XML и SGML Версия XML 1.0 была принята как Рекомендация Консорциума World Wide Web в 1998 году. XML является упрощенным подмножеством языка SGML (Standard Generalized Markup Language – стандартный обобщенный язык разметки), который не совсем подходил для Internet.
4 Структурная модель XML XML – это иерархическая структура, которая визуально может быть представлена в виде дерева (структурной модели).
5 DTD и схема XML DTD (Document Type Definition – определение типа документа) – формальное определение набора элементов и их атрибутов плюс условия на способы их объединения. Схема XML (XML Scheme) – более мощный способ описания документов (используются шаблоны).
6 XSL и XSLT XSL (Extensible Stylesheet Language – расширяемый язык таблиц стилей) – язык разметки для создания документов, которые описывают форматирование и верстку. XSLT (Extensible Stylesheet Language for Transformation – расширяемый язык таблиц стилей для преобразований) – это язык, предназначенный для описания преобразований дерева структуры исходного документа в другое дерево.
7 Связывание в XML XPath – форма записи, предназначенная для адресации элементов XML-документов. XPointer – язык, на котором с помощью XPath задаются идентификаторы фрагментов, указывающие на положения внутри XML- документов. XLink – средство, позволяющее в документах XML задавать ссылки, используя набор атрибутов, которые определены для этой цели.
8 Языки на основе XML SMIL (Synchronized Multimedia Integration Language – язык интеграции синхронизированных средств мультимедиа); SVG (Scalable Vector Graphics – масштабируемая векторная графика); MathML (Math Markup Language – язык разметки математики); XHTML – версия языка разметки HTML, определенная с использованием XML и др.
9 SSML Рабочая группа по голосовым браузерам (Voice Browser Working Group) опубликовала проект «Язык разметки синтетической речи» (SSML - Speech Synthesis Markup Language) SSML позволяет генерировать синтетическую речь в браузерах и других приложениях. ( В спецификации учтены стандартные способы управления речью: произношение, громкость, интонация, темп, правила преобразования текста в фонемы и т. д.
10 Пример документа SSML Telephone Menu: Level 1 For English, press one. Para español, oprima el dos.
11 VoiceXML VoiceXML (Voice eXtensible Markup Language, VXML) – один из открытых стандартов W3C, XML- стандарт для разработки интерактивных голосовых приложений (Interactive Voice Response, IVR) управления медиа ресурсами. VoiceXML имеет теги, которые являются командами для голосового браузера (voice browser), который: синтезирует, распознает речь, предоставляет диалоговое управление.
12 Synchronized Multimedia Integration Language SMIL (Synchronized Multimedia Integration Language – синхронизированный язык интеграции мультимедиа) – это язык разметки, основанный на XML, который предназначен для описания мультимедийных презентаций с элементами синхронизации.
13 Версии SMIL SMIL 1.0 (первая версия языка) принята в 1998 году как Рекомендация Консорциума World Wide Web; SMIL 2.0 принята в 2001 году; SMIL 3.0 рекомендация W3C – 1 декабря 2008 г.; SMIL реализован в нескольких программах для воспроизведения мультимедиа через Интернет (RealPlayer, QuickTime, начиная с версии 4.1).
14 Структура документа … …
15 Элемент head Элементы meta (информация о документе, аналогично HTML); Элемент layout, который содержит определения, написанные либо на CSS2, либо с помощью более простой формы записи, названной SMIL Basic Layout Language.
16 Элемент region Чтобы определить положение и размер набора областей, используется элемент region:
17 Элементы синхронизации Элементы синхронизации, для которых можно задать временные свойства: par (parallel – параллельный); seq (sequence – последовательный). Каждый элемент может содержать элементы объектов средства информации (media object elements) следующих типов: animation, audio, img, ref, text, textstream и video.
18 Продолжительность демонстрации Продолжительность демонстрации каждого элемента можно задать с помощью атрибута dur: количество часов, минут, секунд или миллисекунд; в форме часы:минуты:секунды.доля. Время начала и конца демонстрации элемента можно задать с помощью атрибутов begin и end.
19 Пример (5)
20 Пример (5)
21 Синхронизация Элементы можно синхронизировать один с другим при помощи атрибут id с уникальным именем:
22 Повторное воспроизведение Количество повторений можно задать при помощи атрибута repeatCount: Значение repeatCount может быть равно indefinite, что означает циклическое воспроизведение элемента неограниченное число раз.
23 Ссылки Простейшей ссылкой является элемент a:
24 Атрибут show Атрибут show может иметь следующие значения: Replace (по умолчанию) – новая презентация замещает предыдущую; New – открывает новую презентацию в новом окне; Pause – открывает новую презентацию в новом окне, при этом «ставя на паузу» старую.
25 Ссылки на отдельные элементы SMIL поддерживает использование в URL идентификаторов фрагментов:
26 Анимация Основой механизма анимации является элемент animate. attributeName – свойство объекта; from и to – начальное и конечное значение свойства; dur, begin и end – указывают, когда должно происходит изменение.
27 Пример анимации в SMIL Увеличение высоты и ширины элемента img:
28 Пример анимации в SMIL Альтернативный способ - использование targetElement:
29 Линейная интерполяция По умолчанию заданные значения интерполируются линейно. Это можно указать явно, установив атрибут calcMode=linear.
30 Дискретная интерполяция Дискретная интерполяция при calcMode = discrete. Свойство не меняет своего значения внутри интервалов.
31 Равномерная интерполяция Равномерная интерполяция при calcMode=paced. Длина интервалов выравнивается так, чтобы скорость изменения была постоянной.
32 Использование форматов RealMedia RealMedia - стандарт на потоковое вещание и на формат медиафайлов, принадлежащий фирме «RealNetworks». Поддерживает форматы: RealText (*.rt), RealPix (*.rp), RealAudio (*.ra), RealVideo (*.rv) для представления динамического текста, графики, аудио и видео.
33 Пример файла RealText Первая строка Вторая строка ……..