Урок изучения нового материала в 7 классе. Учитель физики СОШ 20 КУРЕНКО О. В.
Цель урока : объяснить учащимся причины возникновения атмосферного давления ; раскрыть физическую сущность опыта Торричелли ; рассказать об устройстве и принципе действия барометра - анероида ; объяснить физические причины уменьшения атмосферного давления с высотой.
Содержание урока Актуализация опорных знаний учащихся. Изложение новой темы Закрепление изученного материала Домашнее задание
Схема для запоминания формул расчета давления столба жидкости на дно и стенки сосуда. Ph p g
1 вариант 380 к Па = 4,5 км = 34 кН 2500 мм = 45,6 МПа = 80 см = 250 г = 450 мН = 2 вариант 72,5 к Па = 2,5 км = кН 250 мм = 35 см = 8,4 Мпа = 90 км / ч = 600 г =
1 вариант 380 к Па = Па 4,5 км =4 500 м 34 кН = Н 2500 мм =2,5 м 45,6 МПа = Па 80 см =0,8 м 250 г =0,25 кг 450 мН =0,45 Н 2 вариант 72,5 к Па = Па 2,5 км = 2500 м кН = Н 250 мм =0,25 м 35 см =0,35 м 8,4 МПа = Па 90 км / ч =25 м / с 600 г =0,6 кг
Атмосферное давление АТМОСФЕРА, воздушная среда вокруг Земли, которая вращается вместе с нею. Атмосфера имеет слоистое строение, которое зависит от особенностей распределения температуры по высоте ( различают тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу ). Нагревание атмосферы в разных частях Земли разное, что способствует развитию общей циркуляции атмосферы Земли, тесно связанной с распределением атмосферного давления. Атмосфера обеспечивает возможность жизни на Земле, причем наибольшее значение из атмосферных газов для жизнедеятельности организмов имеют кислород, азот, водяной пар, углекислый газ, озон.
Атмосфера, как показывают наблюдения за полетом искусственных спутников Земли, простирается на высоту нескольких тысяч километров. Сила тяжести, действующая на молекулы воздуха в верхних слоях атмосферы, создает давление на нижние слои атмосферы. Поэтому воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего. Согласно закону Паскаля, давление воздуха передается одинаково по всем направлениям. В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха, что называется атмосферным давлением.
На воздух, как и на любое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести. Поэтому воздух обладает весом и создает давление. Мы живем на дне воздушного океана и постоянно испытываем давление воздуха, хотя не чувствуем его.
Вычислить атмосферное давление по формуле для расчета давления жидкости невозможно: Во-первых, у атмосферы нет точной границы, а значит, и определенной высоты Во-вторых, плотность воздуха на различных высотах различная.
Способ измерения атмосферного давления предложил ТОРРИЧЕЛЛИ Эванджелиста ( ), итальянский физик и математик, с 1643 придворный математик герцога Тосканского и профессор математики и физики Флорентийского университета
Опыт Торричелли Опыт Торричелли состоит в следующем : ртуть заливают в запаянную с одного конца стеклянную трубку длиной около 1 метра. Плотно закрыв трубку, ее переворачивают и опускают не запаянный конец в чашку с ртутью. Затем трубку открывают. Часть ртути из трубки выливается. Столб ртути, оставшейся в трубке, создает давление, равное атмосферному. Измерив высоту столба ртути, затем можно обычным способом измерить давление, производимое ртутью. Оно и будет равно атмосферному. 1 мм. рт. ст. = 133,3 Па
Давление на высотах. Наблюдения показывают, что атмосферное давление в местах, лежащих на уровне моря, в среднем равно 760 мм. рт. ст. Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0 градусах Цельсия, называется нормальным атмосферным давлением. Нормальное атмосферное давление равно Па = 1013 г Па При подъемах на не очень большие высоты атмосферное давление убывает в среднем на каждые 12 м на 1 мм. рт. ст.
1. Читать п Составить краткий конспект по данным параграфам, выбирая самое главное.