Министерство образования и науки РФ Обучение русской грамоте – проблемы и технологии 1 класс «Школа 2100» Разработала: учитель начальных классов МОУ Ярковская СОШ Ярковский район Тюменской области Полякова Л.Н.
Цель школы 2100 – формирование функционально-грамотной личности Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания. умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных практических задач в различных сферах человеческой деятельности, социальных отношений, действовать в соответствии с общественными ценностями, понимая, что жизнь среди людей – это постоянный поиск компромисса.
В «Школе 2100» обучение идет посредством технологий: Технология формирования функционально грамотной личности; Формирование типа правильной читательской деятельности; Технология проблемно-диалогового обучения; Технология проектной деятельности; Технология оценочной деятельности
Обучение грамоте – это в первую очередь обучение чтению Какому чтению обучают в начальной школе? Умение читать – важнейшее коммуникативное умение, на базе которого совершенствуются другие, например умения передавать свои и чужие мысли, понимать чужую речь, интерпретировать ее, передавать вкратце и делать выводы. Чтение считается важнейшей информационной технологией, без овладения которой невозможно успешно жить и работать в современном, быстро меняющемся мире. Исследователи чтения, социологи, родители и учителя бьют тревогу по поводу катастрофически низкого интереса детей к чтению. Следствием этого, а может быть и причиной является низкая техника чтения школьников и отсутствие навыков работы с текстом – неумение уловить причинно-следственные связи, определить основную мысль текста, построить связное высказывание на материале прочитанного и т.д. Чтение в начальной школе: Чтение вслух и про себя; Аналитическое и синтетическое; Быстрое чтение: ознакомительное, поисковое, просмотровое; Изучающее чтение; Самостоятельное и несамостоятельное;
Структурные элементы читательской деятельности Читательская деятельность Предварительная ориентировка в условиях совершения читательской деятельности Планирование читательской деятельности Исполнение действия Контроль результатов чтения
Трудности учащихся начальной школы Низкая техника чтения; Малое поле чтения; Неразвитые процессы антиципации (предвосхищение); Несформированные в полной мере ассоциативное мышление и воссоздающее воображение, которые затрудняют полноценное восприятие текста;
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Этапы читательской деятельности младшего школьника До чтения Работа с текстом во время чтения Работа с текстом после чтения
Этапы читательской деятельности До чтения. На первом этапе до чтения учитель с детьми читает название текста, рассматривает картинку перед текстом (угадывание содержания текста по картинке). Далее дети читают ключевые слова (если их нет в книге, учитель выносит их на доску). Учителем ставится проблемная задача – «познакомимся с текстом и увидим, правильно ли мы предполагали». Работа с текстом во время чтения. На этом этапе дети самостоятельно, про себя, читают текст по абзацам. Первично дети читают сами. Задаются вопросы по предложениям, дети читают по одному. В ходе беседы учитель постоянно возвращает детей к их предположениям. Повторное чтение этого же текста, беседа, работа над выразительностью чтения; Работа после чтения. На этом этапе учитель ставит цель: достижение понимания на уровне смысла: 1. Вопросы учителя по всему тексту, которые позволяют его понять на уровне смысла; 2. Беседа по проблемному вопросу; 3. Лексическая сторона мысли автора (какими словами, какое построение); 4. Рассказ учителя о писателе; 5. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, составление диафильма, придумывание предложения); 6. Подобрать ключевые слова (чем легче предугадать текст, тем больше работа над текстом)
Принципы чтения Культурологический; Личностно-ориентированный; Деятельностный; Лингвистический (многоаспектный, все подвергнуть разбору); Принцип коннотации (соотнесение произведения с тем временем, когда оно было написано);
Основные направления работы в период обучения грамоте Звуковая работа в период обучения грамоте; Обучение грамоте и фонология; Методика работы над суперсегментными единицами в процессе обучения грамоте;