Ландшафтно-экологическое планирование (ЛЭП) как основа организации многоцелевого (много ресурсного) лесопользования. Бассейновый и ландшафтный подходы к оптимизации лесопользования
Ключевым элементом развития системы многоцелевого (много ресурсного) лесопользования на современном этапе является ландшафтно- экологическое планирование.
Ландшафтно-экологическое планирование (ЛЭП) - это планирование природопользования на основе сбалансированного освоения всех видов ресурсов и минимизации негативных экологических последствий, в том числе с учетом сохранения разнообразия биоты и рекреационных качеств ландшафта.
Основными объектами для ЛЭП в условиях таежной зоны России могут быть территории, в том числе в административных границах, сопоставимые с природно-территориальными комплексами на уровне: крупных физико- географических областей (территории порядка > га, например, Восточная Фенноскандия); ландшафтных регионов (> га, например, Прибеломорская низменность); географических ландшафтов (> га, например, озерно-ледниковая сильно заболоченная равнина с преобладанием сосновых лесов). географических местностей (> га, например, местность с сосновыми лесами на водно-ледниковых слабо заболоченных всхолмлениях).
Идеальным представляется планирование природопользования по иерархическому принципу ("сверху вниз") на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Это обеспечит создание единой управляемой системы: 1) рационального освоения природного ресурсного потенциала, 2) эффективного воспроизводства возобновимых ресурсов, 3) достаточной по экологическим и приемлемой по экономическим параметрам сети охраняемых и используемых в ограниченном режиме природных территорий. В пределах таежных регионов России основной территориальной единицей при ЛЭП является собственно географический ландшафт.
Ландшафтная и зонально- типологическая основа ведения лесного хозяйства В кратком виде суть ЗТО заключается в следующем (по : «Основные положения…», 1990). Вначале декларируется, что для реализации системного подхода при организации и ведении лесного хозяйства необходимо научно обоснованное районирование лесного фонда и классификация лесов на типологической основе. Под районированием лесного фонда понимается территориальное разделение покрытых, непокрытых, а также других категорий земель, предназначенных для нужд лесного хозяйства на иерархически соподчиненные единицы разного ранга, однородные по лесорастительным условиям, экологическим, средообразующим свойствам, продуктивности и качественному составу лесов, по их экономическому и социальному значению.
1. регион (например, европейская часть России); 2. область, которая характеризуется сходными геоморфологическими и другими условиями, обуславливающими распространение лесообразующих пород, а также экономические условия, определяющие относительно общий подход к ведении хозяйства на данной территории (например, равнинные леса ); 3. округ, отличающийся сходными климатическими и почвенными условиями, что обуславливает относительную общность типологической структуры, состава, производительности лесов и лесовосстановительных мероприятий, а также экономических условий (например, северо таежные леса); 4. район - характеризуется относительно однородными лесорастительными условиями, типологическим и породным составом лесов, единством экономических условий.
Лесохозяйственное районирование предполагает синтез лесорастительного и лесоэкономического (по экономическим условиям) районирования. Дробность лесохозяйственного районирования и выбор его масштаба зависит от размера территории административных образований (республики, области, края и т.п.) и от разнообразия их природных и экономических условий. На этой основе вводится понятие региональной системы лесохозяйственных мероприятий (РСЛМ). В каждой РСЛМ определяются способы рубок главного пользования, лесовосстановительные мероприятия, специальные работы в лесах различного целевого назначения (рекреационного, защитного и др.
Логично было бы предположить, что в ЗТО будут, по крайней мере, учтены физико-географические особенности лесных регионов. Однако даже не упоминаются единицы физико- географического районирования, в том числе основная из них – ландшафт. Между тем, очевидно, что корректное выделение по экологическим параметрам любой из используемых единиц разного уровня без этого просто невозможно. Кроме того, при выделении таких единиц предлагается, чтобы они были «сходны» или «относительно однородны». При этой не делается даже ссылки на какие-то источники, характеризующие количественные параметры при их установлении.
Сравнение предлагаемой в ЗТО системы иерархических единиц с ландшафтной системой показывает, что первая практически дублирует основные иерархические уровни второй с использованием весьма неопределенных критериев. Например, «область характеризуется сходными геоморфологическими и другими условиями…». Что относится к «другим условиям» здесь не поясняется.
В Лесном кодексе (от ФЗ) в статье 15. «Районирование лесов» прописывается следующее: 1. В зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование). 2. На основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. 3. Лесорастительные зоны и лесные районы в соответствии с научно обоснованной методологией (курсив наш) определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ландшафтная и бассейновая основа По отношению к лесным экосистемам и проблемам оптимизации многоцелевого лесопользования существуют и в последние годы достаточно четко оформились два подхода -ландшафтно- экологический подход и бассейновый. Можно утверждать, что оба подхода к выявлению структурно-функциональной организации лесного покрова и оптимизации на этой основе многоцелевого лесопользования в настоящее время развиваются независимо. Более того, в определенной мере они рассматриваются как альтернативна. Попробуем оценить их преимущества и достаточность для решения поставленных проблем.
Бассейн водосборный, гидрологический; площадь водосборная- ограниченная водоразделами часть земной поверхности вместе с толщей почв и горными породами с которой происходит сток в реку, озеро или море (Киреев,1984)
Крупнейшие водосборы европейской части таежной зоны России
Карта- схема бассейна Белого моря
Очевидно, что рассматривать в качестве какого-либо крупного лесохозяйственного региона водосборы суп континентального уровня невозможно ввиду их чрезвычайно высокой разнородности по всему комплексу экологических и ресурсных параметров. Например, бассейн Белого моря находится не только в совершенно различных зонах и подзонах (тундровая, лесотундровая, северо-, средне-, южно таежная), но и даже в разных физико-географических странах (Фенноскандии и Русской равнины).
Территория Карелии сложна и своеобразна в гидрологическом отношении. Она находится в пределах бассейнов крупнейших пресных водоемов Европы (Онежского и Ладожского), а также Белого моря. Суммарная водная поверхность озер исключительно высока и равна 10.3% территории. Юго - восточный склон Балтийского щита дренируется верховьем самой большой в Европе озерно-речной системой Невы. Таким образом, данный регион может быть использован в качестве опытного (модельного ) для сравнения бассейновой и ландшафтной основы лесопользования.
Рассмотрим три водосборные площади различного порядка - от регионального до элементарного. При этом будем соотносить эти категории с соответствующими структурными единицами ландшафта. На данной основе попытаемся проанализировать важнейшие параметры структуры, спонтанной и антропогенной динамики лесов с элементами их экологической, ресурсной и хозяйственной оценки.
Карта-схема водосборов крупных водных объектов Карелии. Например, 15 – водосбор р.Водла
Бассейн Онежского озера Только карельская часть бассейна Онежского озера в пределах среднетаежной подзоны тайги (площадь 3582,2 тыс. га). В пределах данной части водосбора Онежского озера представлены почти все (14 из 16) типы ландшафта, выделенные в среднетаежной подзоне. Они занимают свыше 95 % территории Карелии. В экологическом плане данные лесные массивы значительно отличаются
Степень заболоченности варьирует от 20 до 50 %, доля сосняков от 30 до 95 % покрытой лесом площади. Ярко выражены особенности биогеоценотической структуры, производительности, возобновительных процессов под пологом древостоев и на вырубках, рекреационные качества ландшафтов. Значительно отличаются пирологические характеристики территории, ресурсный потенциал (ресурсы древесины, пищевых и лекарственных растений, охотничьих животных и птиц и др.), степень устойчивости лесных экосистем к антропогенным воздействиям и др. Более того, водосбор Онежского озера находится в пределах двух подзон тайги – северной и средней.
Доминирующая коренная лесорастительная формация в бассейне Онежского озера (сосновая- еловая)
Таким образом, нельзя оперировать водосбором регионального ранга как лесохозяйственным объектом с однородной внутренней структурно-динамической организацией и ресурсным потенциалом лесного покрова без учета его ландшафтных особенностей. Разнообразие ландшафтов обуславливает необходимость ведения лесного хозяйства в различных режимах. Приоритеты, методы и способы ведения хозяйства и их соотношение могут быть совершенно различными в разных частях данного бассейна, вследствие неоднородных природных - ландшафтных условий.
Для лесорастительного районирования и планирования многоцелевого лесопользования на уровне таежных регионов оптимальна ландшафтная основа. При таком подходе сходные типы ландшафта группируются и выделяются в лесорастительные районы, однородные по всему спектру параметров структуры, спонтанной и антропогенной динамики лесов. Причем в условиях таежной зоны России размеры выделяемых контуров ландшафтных регионов, ландшафтов и местностей обычно соизмеримы с площадью производственных единиц (центральных и участковых лесничеств, арендуемых площадей и др.).
Водосборы топологического ранга Однако возможно, что вышеописанная ситуация типична только для водосборов крупнейших водоемов. Обратимся к аналогичному анализу водосборной площади порядка нескольких десятков тысяч га (оз. Каменное в северной Карелии ). Основная часть этого водосбора площадью около 30 тыс. га находится в пределах заповедника " Костомукшский" в одном типе ландшафта (14 л). Он является фоновым в северотаежной подзоне Восточной Фенноскандии и с разными вариациями занимает около половины ее площади. Ландшафт состоит из трех природно- территориальных комплексов ранга местности.
Оз. Каменное
Типы местности в пределах водосборной площади оз. Каменное: 1. мелкогрядово - холмистые сильнозаболоченные депрессии кристаллического фундамента с ярко выраженным преобладанием сосновых местообитаний; 2. холмисто-грядовые среднезаболоченные крупные денудационно-тектонические возвышенности с ярко выраженным преобладанием сосновых местообитаний; 3. водно-ледниковые слабозаболоченные всхолмления с абсолютным преобладанием сосновых местообитаний.
Очевидно, что и здесь лесорастительные качества различных типов местности в пределах одного водосборного бассейна в разной степени отличаются по широкому спектру парметров. имеющих лесохозяйственное значение (от степени заболоченности до пирогенной уязвимости). Поэтому данный бассейн также нельзя использовать в качестве цельного лесохозяйственного объекта с упорядоченной внутренней структурой без дифференциации по ландшафтным параметрам. В образующих его лесных массивах необходимо проведение различных комплексов мероприятий - от лесовосстановительных работ до противопожарного устройства территории. На этом уровне оптимальным является использование местностей в качестве лесохозяйственного объекта ( например, хозяйственной части лесничества).
Элементарные водосборы Возможно для лесохозяйственных целей целесообразно оперировать элементарными водосборами. В качестве примера рассмотрим типичный элементарный водосбор фонового северотаежного ландшафта 14 л площадью 33,5 га ( заповедник "Костомукшский").
Типичный элементарный водосбор фонового северотаежного ландшафта 14 л площадью 33,5 га Обособляются 3 типа урочища: 1 - сточные межхолмовые депрессии кристаллического фундамента с сосняками кустарничково-сфагновыми, осоково-сфагновыми и ельниками чернично- сфагновыми на торфяных и торфяно-глеевых почвах ; 2 - проточные ложбины с водотоками и низинными болотами на торфянисто- и торфяно-перегнойных почвах; 3 - денудационно- тектонические холмы и гряды, перекрытые мореной с сосняками и ельниками черничными на супесчаных железистых подзолах.
И в этом случае на водосборной площади представлены совершенно различные лесные и болотные экосистемы ранга урочища (комплексов БГЦ на формах мезорельефа) и фации (БГЦ). В частности, БГЦ всех трех типов урочищ также относятся к трем различным хозяйственным группам типов леса. В них должны применяться разные хозяйственные мероприятия ( способы рубок и лесовосстановления и др.).
Очевидно, что водосбор любого ранга в экологическом и лесохозяйственном отношении "неупорядочен". В основном это связано с тем, что лесорастительные качества территории и ресурсный потенциал лесного покрова непосредственно не определяются условиями стока ( по крайней мере, не только ими). Они детерминированы всем ландшафтным комплексом факторов и условий - микроклиматом, рельефом, составом и мощностью четвертичных отложений, почвенным покровом, пожарным режимом и др., в том числе гидрографическими условиями.
При попытке практического использования бассейновой основы существенную трудность представляет собой экологическая характеристика водораздельных пространств. В этом плане они часто бывают однородны, а линия водораздела расчленяет их. Причем данное утверждение справедливо для бассейнов любого ранга - от суп континентального до элементарного. Например, в последнем случае в практической работе проблема усугубляется " необходимостью" отнесения смежных склонов одного таксационного выдела к разным водосборам. Поиски компромиссного варианта приводят к выделению внутрибассейновых структур. Однако при таком подходе нарушается сам принцип данного районирования.
Водораздел между двумя элементарными водосборами (оз между ламбами )
О целесообразности интеграции ландшафтно- биогеоценотического и бассейно-биогеоценотического подходов Бассейновый подход обеспечивает оптимальную основу для исследования потоков вещества на территории. Это связано с тем, что его перемещение по земной поверхности и в ее толще происходит через гидрографическую сеть. Экосистемы ландшафтного и субландшафтного ранга оказываются связанными между собой или пронизаны транзитными потоками веществ, в том числе биогенных. Данный подход обеспечивает методологическую основу анализа состояния экосистем по балансовому принципу (вход- выход, приход- расход).
Применительно к экологической оптимизации лесопользования целесообразно применение бассейнового подхода, например, при планировании объемов и способов рубок, а также территориальной компоновки лесосек. Это связано с тем, что сведение лесного покрова на водоразделах в определенных физико-географических условиях может кардинально и даже необратимо изменить естественную систему стока и миграции вещества ( в зависимости от масштабов и интенсивности рубок, характера сукцессий лесной растительности на вырубках). В результате негативные экологические последствия могут проявится далеко за пределами территорий, лишенных лесного покрова.
Карта качества поверхностных вод Карелии: высокое, хорошее, удовлетворительное, низкое, загрязненные воды (штриховка)