Робота предоставлена ученицами 8 «Б» класса: Шумай Ксенией и Справцевой Екатериной
Витражи - это красота, запечатленная в стекле. Особое преломление света сквозь витражные стекла создает удивительную игру красок. Само понятие "витражи" происходит от латинского слова «vitrum» - стекло и французского слова «vitre» - оконное стекло. Витраж - это композиция из кусочков цветного стекла, спаянных особыми способами, и образующими какую-либо картину. Изготовление художественных витражей предполагает соединение кусочков стекла при помощи профиля из пластичного металла. Это кропотливая работа, которая требует много терпения, но результат того стоит.
Говоря об истории возникновения витражей, стоит отметить: считается, что витражи возникли во время строительства храмов. Вернее, стеклянные изделия были уже и в Древнем Египте, но их нельзя еще в полной мере называть витражами. Древние римляне, греки из самльты ( непрозрачное стекло) создавали мозаику стен, это уже являлось предпосылкой для появления витражей. В I в. нашей эры в Риме применялось малопрозрачное отливное стекло. С появлением в мире христианства и с возникновением первых храмов, у которых были специальные оконные проёмы, стали появляться витражи - композиции из кусочков цветного стекла. Первые витражи появились именно в католических храмах. Вообще, стоит сказать, что изготовление художественных витражей непосредственно связано с храмами и религией. Для церквей важно создание особой атмосферы, в которой бы люди чувствовали свет и красоту, а свет, преломляющися сквозь цветные витражи, создавал особенную ауру в храме. Кроме того, церковные витражи часто выполнялись в виде религиозных картин, изображений святых. Считается, что самый первый витраж был найден в Англии, в монастыре Святого Павла. Этот витраж относят к 686 году нашей эры. Также, старейшими витражами Европы считаются витражи из Аугсбургского Собора, которые выполнены из ярчайших стекол с применением закрашивания, а также тонального оттенения. Витражи - настолько тонкое искусство, что оно требует особого мастерства. Очень часто в храмах выполнялся ансамбль с тремя витражными окнами, который являлся символом Святой Троицы. Витражи были такими сложными, что состояли порой из сотен различных кусочков стекол. Кусочки были скреплены свинцовыми полосками.
Витражи были не только в христианской Европе, но и на Востоке, только там кусочки цветных стекол в витражах скреплялись раствором, часто - цементным. В Венеции, во второй половине XV в. появились прозрачные стекла, что послужило новым витком развития технологии изготовления витражей. Витражи эпохи Возрождения стали изготавливаться с применением уже новых техник, так же появились и новые материалы для изготовления витражей: стекло расписывалось краской, с последующим обжигом, появилась пескоструйная обработка стекол. Мастера по изготовлению витражей менялись - то лучшими были венецианцы, в XVI в. - голландцы. Именно с XVI века витражи шагнули из храмов в частыне дома, когда их стали применять для украшения и других помещений. Помимо религиозных сюжетов, витражи стали изготавливаться на самые различные темы. Конец XIX века, в США Луис Тиффани и Джон Ла Фарж начали работу над неоднородностью стекла, появилась витражная техника Тиффани. В результате многих разнообразных методов, которые применялись в истории, и появилось современное витражное стекло - оно стало прозрачное, глухое, гладкое, с различной фактурой, либо однородного цвета, либо смесью разных цветов, либо смесью оттенков одного цвета. В Россиюматериалы для изготовления витражей
Виды витражей Узорчатые витражи - собираются из кусков прозрачного бесцветного стекла с фактурной узорчатой поверхностью. Сборка в виде узора или геометрического орнамента производится по заранее подготовленному рисунку. С помощью подбора стекол с различной фактурой удается создать очень привлекательные узоры. В случаях применения стекла с одинаковой фактурой рисунок или орнамент может быть получен различным расположением стеклянных деталей. В формировании узора витража большую роль играют контуры свинцового обрамления и размеры отдельных стекол.
Контурные (силуэтные) витражи - собираются из стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чаще зеленоватого или бесцветного стекла. Эти диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между ними заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой.
Мозаичные витражи - собираются из цветных стекол и имеют вид геометрического и растительного орнамента или коврового узора. Для мозаичных витражей часто применяется инкрустация из готовых литых стекольных розеток. Кроме овладения техникой резки стекла, гнутья и пайки свинцовых жилок, мастер должен иметь представление о цвете и свете, уметь подбирать стекла по цветам и оттенкам в зависимости от расположения проема, намеченного для установки витража.
Живописные витражи - собираются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом отдельных деталей. Живописные витражи могут быть орнаментальными или сюжетными, но преимущественно в виде сочетания данных видов. Полированное зеркальное стекло для этой цели малопригодно, так как краски плохо кроют его. После обжига стеклянной картины, краски спекаются со стеклом и представляют как бы одно целое. любая живопись на стекле спекающимися красками во многом уступает про чистоте и яркости цветов и светопроницаемости витражам, сделанным из цветных стекол, окрашенных во время их изготовления. При росписи стекла, несмотря на то, что после обжига оно представляет одно целое с расплавленными красками, остается тончайшая пленка вроде патины, образующейся на поверхности металлических изделий в результате их окисления.
Витражи диапозитивы - изготовливаются при помощи фотографической техники, фотопечати на стекле или фототравления. Они применяются для остекления небольших проемов выставочных павильонов, витрин по просвещению. Фотопечать на стекле и фототравление – способы относительно новые. Комбинированные витражи - это сочетания витражей различных видов и стилей. Для этого вида витражей могут применяться отдельные готовые детали, литые стеклянные розетки и многослойное стекло, обработанное травлением кислотами.
Свинцово-паечный (паечный) витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.
Фацетный витраж - витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.
Витражи с декоративно обработанной поверхностью, выполненные: Пескоструйным способом. При помощи специального аппарата и набора трафаретов. Этим способом можно получить любые изображения, рисунки, надписи, силуэты, рельефы в соответствии с трафаретами: матовые на прозрачном фоне, прозрачные на матовом и, наконец, матированные фон и рисунок со штрихом различной интенсивности. В последнем случае могут быть также оставлены отдельные прозрачные не матированные просветы в виде лент, розеток, вкраплений и т.п. Такой обработке в основном подвергается бесцветное стекло. · Гравированием. При помощи медных и абразивных дисков любых изображений, картин, рисунков и т.п. на прозрачном бесцветном стекле или же на накладном одно-, двух-, трехслойном стекле. Этим способом достигаются замечательные результаты. · Отливкой или прессованием витражей. Для сравнительно небольших размеров в виде рельефов и барельефов из цельного стекла или отдельных кусков стекла, армированных свинцовой или медной пайкой. Такие витражи идут в основном для заполнения дверных филенок.
· Химическим травлением или цветным протравливанием. Травленый витраж - витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам. Травление - техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины. Многослойное травление - травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто матирование поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием - наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, т.к. повторно стекло не травится.