Автор: Львова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ п.Дружба
1. Объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления. (Цивилизация). 2. Правитель Древнего Египта. (Фараон). 3. Растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма. (Папирус). 4. Опасные каменистые преграды в реке. (Пороги). 5. Островок зелени. (Оазис). 6. Какой город был столицей Египта? (Мемфис). 7. Когда в Египте образовалось единое государство? (3000 лет назад). 8. Река, протекающая в Египте. (Нил).
После разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой. Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла.
План: 1. Жители Египта. 2. Жизнь и труд земледельцев и ремесленников. 3. Сбор налогов.
Фараон Вельможи- царские советники, военачальники. Писцы - сборщики налогов. Воины Ремесленники Земледельцы
Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Благодаря насыпям вся страна, если смотреть на нее сверху, была похожа на шахматную доску. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпями. Влага пропитывала землю, а плодородный ил оседал. Земля становилась готовой к пахоте. Для орошения полей, удаленных от Нила, копали каналы.
Шадуф состоит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди – камень, на другом – кожаное ведро. При помощи шадуфов поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разливов.
Рассмотрите рисунок на стр.36. Древние египетские мастера рисовали сценки, показывающие труд земледельцев. Так люди получали зерно, которое растирали на зернотерке. Таким образом получалась мука, из которой пекли лепешки. Растирание зерна на зернотерке
Дерева в Египте мало, что могли использовать египтяне как топливо для очага? 1. Сухую траву; 2.Сучья; 3. Высушенный навоз. Прочитайте последний абзац п.3 и расскажите, как жили земледельцы?
Египетский художник, живший 4000 лет назад, изобразил строительство дома. Один человек мотыгой выкапывает глину, второй кувшином черпает воду из пруда, третий месит глину, остальные делают кирпичи, носят их на коромысле, выкладывают стену и следят, чтобы она стояла ровно.
В Египте были: 1.Горшечники; 2.Ткачи; 3.Кожевники; 4.Столяры; 5.Кораблестроители.
Сохранилось и такое изображение: сидит женщина, пред ней глиняные сосуды. Рядом стоит египтянин, протягивающий рыбу. Он предлагает меняться – это самый простой вид торговли. Денег тогда еще не было, и если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, как корова, или как два мешка зерна.
Налоги – 1) это платеж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота, Сделанной продукцией) господину зависимым населением. 2) это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона. Прочитайте п.5 на стр. 39 и расскажите, в чем заключалась работа писца.
1. На какие группы делилось население Древнего Египта? 2. Царские советники, военачальники. 3. Что такое шадуф? 4. Что такое «меновая торговля»? 5. Что такое налоги? 6. Кто платил налоги? 7. Как называли сборщика налогов? 8. Какое ремесло развивалось в Древнем Египте?
На уроке всё было понятно, урок понравился. Некоторые моменты на уроке не понятны, но было интересно. Многое на уроке было не понятно, урок не понравился.
Прочитать §8 «Жизнь египетского вельможи». Составить рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона. Что он там увидел? Какие чувства испытал?
Список используемых источников: 1. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Гордер, И.С. Свенцицкая, - М.: Просвещение, Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс. О.В. Арасланова, К.А. Соловьев – М.: ВАКО, Интернет-ресурсы (яндекс-картинки). 4. Источник шаблона: Сайт