ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ Для бакалавриата Оришев Александр Борисович (д.и.н,. Доцент) Должность преподавателя, научные степень и звания Контакты ( , КАФЕДРА РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
2 ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Эволюция коммуникаций в обществе. Тема 2. Понятие коммуникации, и ее основные функции. Морфологическая модель коммуникации. Тема 3. Виды и формы коммуникации. Тема 4. Единицы анализа коммуникативного процесса. Семиотика коммуникации. Тема 5. Специфика коммуникативного процесса. Тема 6. Эффективность коммуникации.
3 Тема 1. Эволюция коммуникаций в обществе.
4 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ ТЕМА 1. Эволюция коммуникаций в обществе Коммуникация как объект и предмет исследования Словесность, книжность и мультимедийность как основные этапы коммуникационного развития культуры Понятие информационного общества.
Коммуникация как объект и предмет исследования. ТЕМА 1. Эволюция коммуникаций в обществе.
Словесность, книжность и мультимедийность как основные этапы коммуникационного развития культуры. ТЕМА 1. Эволюция коммуникаций в обществе.
Понятие информационного общества. ТЕМА 1. Эволюция коммуникаций в обществе.
8 Основная литература Гавра Д. Основы теории коммуникации. – СПб: Питер, Дополнительная литература Черных А. Социология массовых коммуникаций. – Р-н-Д.: ГУ ВШЭ, Шарков Ф.И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации. – М.: Дашков и К, Интернет-ресурсы - Федеральный образовательный портал - научно-образовательная социальная сеть современная российская социология в сети Интернет. - библиотека РГИУ - Библиотека Центра экстремальной журналистики ссылки по различным институтам, исследовательским центрам и университетам мира. материалы Региональной общественной организации «Центр Интернет- технологий» («РОЦИТ»). Литература
9 Тема 2. Понятие коммуникации, и ее основные функции. Морфологическая модель коммуникации.
10 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ ТЕМА 2. Понятие коммуникации, и ее основные функции. Морфологическая модель коммуникации 2.1. Морфологическая модель коммуникации. Основные условия эффективности коммуникации Основные функции коммуникации. Основные типы, уровни, виды, формы коммуникации. Функциональная модель коммуникации (Р. Якобсон) Коммуникация: этимология слова и история понятия. Проблема коммуникативной ответственности PR-специалиста Специфика межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации Анализ массовой коммуникации. Модель, структура и функции массовой коммуникации.
Морфологическая модель коммуникации. Основные условия эффективности коммуникации. ТЕМА 2. Понятие коммуникации, и ее основные функции. Морфологическая модель коммуникации
Основные функции коммуникации. Основные типы, уровни, виды, формы коммуникации. Функциональная модель коммуникации (Р. Якобсон). ТЕМА 2. Понятие коммуникации, и ее основные функции. Морфологическая модель коммуникации
Коммуникация: этимология слова и история понятия. Проблема коммуникативной ответственности PR-специалиста. ТЕМА 2. Понятие коммуникации, и ее основные функции. Морфологическая модель коммуникации
Специфика межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации. ТЕМА 2. Понятие коммуникации, и ее основные функции. Морфологическая модель коммуникации
Анализ массовой коммуникации. Модель, структура и функции массовой коммуникации. ТЕМА 2. Понятие коммуникации, и ее основные функции. Морфологическая модель коммуникации
16 Основная литература Гавра Д. Основы теории коммуникации. – СПб: Питер, Дополнительная литература Черных А. Социология массовых коммуникаций. – Р-н-Д.: ГУ ВШЭ, Шарков Ф.И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации. – М.: Дашков и К, Интернет-ресурсы - Федеральный образовательный портал - научно-образовательная социальная сеть современная российская социология в сети Интернет. - библиотека РГИУ материалы Региональной общественной организации «Центр Интернет- технологий» («РОЦИТ»). Литература
17 Тема 3. Виды и формы коммуникации.
18 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ ТЕМА 3. Виды и формы коммуникации Специфика вербальных, звуковых, аудиальных, пластических коммуникаций Характеристика, методология и методика создания коммуникативных дискурсов Подражание, управление и диалог. Подражание и специфика коммуникативной модели Диалоговая модель коммуникации и ее особенности Характеристика управленческой коммуникации (приказ, суггестия, убеждение и др.).
Специфика вербальных, звуковых, аудиальных, пластических коммуникаций. ТЕМА 3. Виды и формы коммуникации.
Характеристика, методология и методика создания коммуникативных дискурсов. ТЕМА 3. Виды и формы коммуникации.
Подражание, управление и диалог. Подражание и специфика коммуникативной модели. ТЕМА 3. Виды и формы коммуникации.
Диалоговая модель коммуникации и ее особенности. ТЕМА 3. Виды и формы коммуникации.
Характеристика управленческой коммуникации (приказ, суггестия, убеждение и др.). ТЕМА 3. Виды и формы коммуникации.
24 Основная литература Гавра Д. Основы теории коммуникации. – СПб: Питер, Дополнительная литература Черных А. Социология массовых коммуникаций. – Р-н-Д.: ГУ ВШЭ, Интернет-ресурсы современная российская социология в сети Интернет. - библиотека РГИУ - Библиотека Центра экстремальной журналистики ссылки по различным институтам, исследовательским центрам и университетам мира. материалы Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» («РОЦИТ»). Литература
25 Тема 4. Единицы анализа коммуникативного процесса. Семиотика коммуникации.
26 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ ТЕМА 4. Единицы анализа коммуникативного процесса. Семиотика коммуникации Понятия коммуникатора, сообщения, контекста, аудитории, канала, кодов и декодоров. Понятие языка коммуникации Классические и современные модели коммуникаций. Специфика PR- коммуникаций Модель и основные понятия коммуникации. Основные семиотические и мифологические модели коммуникации Понятие знака: смысл и денотат. Типология знака. Синтактика, семантика и прагматика знаков Специфика иконического, конвенционального и индексального знаков.
Понятия коммуникатора, сообщения, контекста, аудитории, канала, кодов и декодоров. Понятие языка коммуникации. ТЕМА 4. Единицы анализа коммуникативного процесса. Семиотика коммуникации.
Классические и современные модели коммуникаций. Специфика PR-коммуникаций. ТЕМА 4. Единицы анализа коммуникативного процесса. Семиотика коммуникации.
Модель и основные понятия коммуникации. Основные семиотические и мифологические модели коммуникации. ТЕМА 4. Единицы анализа коммуникативного процесса. Семиотика коммуникации.
Понятие знака: смысл и денотат. Типология знака. Синтактика, семантика и прагматика знаков. ТЕМА 4. Единицы анализа коммуникативного процесса. Семиотика коммуникации.
Специфика иконического, конвенционального и индексального знаков. ТЕМА 4. Единицы анализа коммуникативного процесса. Семиотика коммуникации.
32 Основная литература Гавра Д. Основы теории коммуникации. – СПб: Питер, Дополнительная литература Шарков Ф.И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации. – М.: Дашков и К, Интернет-ресурсы - Федеральный образовательный портал - Библиотека Центра экстремальной журналистики ссылки по различным институтам, исследовательским центрам и университетам мира. материалы Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» («РОЦИТ»). Литература
33 Тема 5. Специфика коммуникативного процесса.
34 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ ТЕМА 5. Специфика коммуникативного процесса Коммуникация и информация Производство, процесс и распространение информации и влияние новых коммуникативных технологий (НКТ) НКТ и информационное пространство печатных СМИ, радио и телевидения, Интернета Актуальные проблемы исследования коммуникации и информации.
Коммуникация и информация. ТЕМА 5. Специфика коммуникативного процесса.
Производство, процесс и распространение информации и влияние новых коммуникативных технологий (НКТ). ТЕМА 5. Специфика коммуникативного процесса.
НКТ и информационное пространство печатных СМИ, радио и телевидения, Интернета. ТЕМА 5. Специфика коммуникативного процесса.
Актуальные проблемы исследования коммуникации и информации. ТЕМА 5. Специфика коммуникативного процесса.
39 Основная литература Гавра Д. Основы теории коммуникации. – СПб: Питер, Дополнительная литература Черных А. Социология массовых коммуникаций. – Р-н-Д.: ГУ ВШЭ, Шарков Ф.И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации. – М.: Дашков и К, Интернет-ресурсы - Федеральный образовательный портал - научно-образовательная социальная сеть современная российская социология в сети Интернет. - библиотека РГИУ - Библиотека Центра экстремальной журналистики ссылки по различным институтам, исследовательским центрам и университетам мира. Литература
40 Тема 6. Эффективность коммуникации.
41 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ ТЕМА 6. Эффективность коммуникации Понятие эффективности коммуникации. Обратная связь Барьеры и пути их преодоления: социальные, психологические, когнитивные, физические, языковые Влияние составных частей коммуникативной цепи на эффективность коммуникации Индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Ключевые компоненты для коммуникатора Престижность, надежность и доверительность как определяющие факторы общения с коммуникатором.
Понятие эффективности коммуникации. Обратная связь. ТЕМА 6. Эффективность коммуникации.
Барьеры и пути их преодоления: социальные, психологические, когнитивные, физические, языковые. ТЕМА 6. Эффективность коммуникации.
Влияние составных частей коммуникативной цепи на эффективность коммуникации. ТЕМА 6. Эффективность коммуникации.
Индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Ключевые компоненты для коммуникатора. ТЕМА 6. Эффективность коммуникации.
Престижность, надежность и доверительность как определяющие факторы общения с коммуникатором. ТЕМА 6. Эффективность коммуникации.
47 Основная литература Гавра Д. Основы теории коммуникации. – СПб: Питер, Дополнительная литература Черных А. Социология массовых коммуникаций. – Р-н-Д.: ГУ ВШЭ, Шарков Ф.И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации. – М.: Дашков и К, Интернет-ресурсы - Федеральный образовательный портал - научно-образовательная социальная сеть современная российская социология в сети Интернет. - библиотека РГИУ - Библиотека Центра экстремальной журналистики ссылки по различным институтам, исследовательским центрам и университетам мира. материалы Региональной общественной организации «Центр Интернет- технологий» («РОЦИТ»). Литература