Реформа МСУ в РФ: промежуточные итоги Цели реформы МСУ (Концепция разграничения полномочий…, подготовленная Комиссией при Президенте РФ в 2002 г.): 1)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ВМЗ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЗ 136 И КРАЕВОГО ЗАКОНА 16 КОМПЕТЕНЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.
Advertisements

Проект «Гармонизация российского законодательства о банковских и небанковских кредитных организациях» д-р Эмиль Маркварт, руководитель проекта Чебоксары,
Компетенция местного самоуправления: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
А. Мальцев Основные направления и этапы современной муниципальной реформы, актуальные проблемы ее реализации.
Бабичев Игорь Викторович руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления доктор юридических наук.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
1.Государственное регулирование местного самоуправления 2.Предметы ведения и полномочия план.
Учебная дисциплина «Конституционное и муниципальное право» Лектор к.ю.н., доцент Будаев Андрей Михайлович.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Законодательная основа местного самоуправления в РФ Европейская хартия местного самоуправления ( Страсбург, 15 октября 1985 г.) Конституция Российской.
Г.В.Курляндская Бюджетные реформы в Российской Федерации: замысел и реализация г.Москва, 20 апреля 2004 г.
Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области»
1 Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте реформы МСУ» Проблемные вопросы реформы муниципальной собственности 1)Проблемы формирования муниципальной.
Система муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования.
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Местное самоуправление в системе публичной власти: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
Транксрипт:

Реформа МСУ в РФ: промежуточные итоги Цели реформы МСУ (Концепция разграничения полномочий…, подготовленная Комиссией при Президенте РФ в 2002 г.): 1) обеспечить четкое разграничение компетенции между всеми уровнями публичной власти способ решения: установление жестких пределов компетенции каждого уровня путем закрепления перечней (ст.ст в Законе 131-ФЗ, аналогично – по субъектам РФ) 2) исключить наделение МСУ «нефинансируемыми мандатами» государства способ: недопущение расширения круга ВМЗ без изменения Закона 131-ФЗ (ст. 18); четкое регулирование процедуры делегирования гос. полномочий (ст. 19) 3) приблизить МСУ к населению как субъекту права на МСУ для использования потенциала этого типа власти способ: введение обязательного двухуровневого МСУ (поселения и районы плюс городские округа – в т.ч. ст. 11) Кроме того, указывалось на необходимость оградить МСУ от произвола субъектов РФ (хотя официально это не являлось целью)

Реформа МСУ в РФ: промежуточные итоги ВСЕ 3+1 заявленные цели к 2007 г. не достигнуты При этом в 2007 г. законодательными изменениями гг. РФ скорее отдалилась, нежели приблизилась к их достижению Цель 1 (четкое разграничение полномочий) Основные ошибки подхода – попытка сконструировать закрытые перечни на уровне РФ вместо установления четких критериев; отсутствие понимания альтернативных способов решения задач МСУ; юр. техника Итог – невозможность учета специфики, крайняя нестабильность и противоречивость законодательства, невозможность планировать, отсутствие корреляции «отраслевых» законов и Закона 131-ФЗ Отсюда - стремление «обойти» ст. 18 Закона 131-ФЗ; все большее запутывание компетенций, появление все большего количества «зон совместной ответственности» различных уровней публичной власти, «венцом» чего стало принятие ст.ст. 14-1, 15-1, 16-1 Принятие законов 199-ФЗ от г. и 258-ФЗ в части определения компетенции, по сути, поставило крест на декларированном принципе четкого разграничения полномочий

Реформа МСУ в РФ: промежуточные итоги Цель 2. (недопущение нефинансируемых госуд. мандатов) Общая концепция –верна: в компетенцию МСУ входит собственная компетенция (ВМЗ) и делегированные гос. полномочия, при этом: круг обязательных ВМЗ может изменяться только Законом 131-ФЗ, а не иными законами (ст. 18 Закона 131-ФЗ), а делегирование гос. полномочий осуществляется только на основании специальных законов, которыми в т.ч. должно устанавливаться и финансирование (ст. 19) В результате всех изменений гг., а также навязываемого толкования норм: - введены т.н. «специальные права» (ст.ст.14-1, 15-1, 16-1), которые противоречат не только принципу четкого разграничения компетенции, но и легализуют нефинансируемые гос.мандаты (проблема могла быть решена за счет т.н. факультативных ВМЗ, что соотв.-ло бы концепции) - повсеместно нарушается ст. 18 – принимается множество законов, в которых на МСУ возлагаются новые полномочия без указания на то, что это гос. полномочия; таким образом, МСУ не получает финансирования на эти задачи ни как на гос. полномочия, ни как на ВМЗ

Реформа МСУ в РФ: промежуточные итоги Цель 3. (приближение МСУ к жителям) Концепция верна: двухуровневое МСУ способно обеспечить сочетание принципов субсидиарности, демократизма и эффективности; при этом безусловно, необходимо учитывать специфику «особых» территорий – напр., Крайнего Севера (что было частично сделано за счет введения межселенных территорий) Что произошло в гг.? -Закон 129-ФЗ дал возможность субъектам РФ не наделять новые МСУ полномочиями до конца 2008 г. – норма, негативная во всех смыслах -ряд субъектов цинично «превратили» районы в городские округа, не создав поселения, а федеральные власти устранились от воздействия -массовое использование нормы о делегировании исполнения полномочий от поселений к районам, ведущее к дискредитации поселенческого МСУ -субъекты РФ «не видят» поселения, в т.ч. в финансовом выравнивании -субъекты РФ и районы «не торопятся» передавать имущество – вновь созданные МО остаются без необходимых ресурсов -Закон ввел и расширяет совместные полномочия районов и поселений