Метод дискуссии в преподавании истории и обществознания Презентацию подготовила учитель: Нигматулина Г.В.
Организация учебной дискуссии Дискуссия призвана выявить многообразие точек зрения на какую- либо проблему; Дискуссия призвана выявить многообразие точек зрения на какую- либо проблему; Помогает ученикам выработать собственную точку зрения; Помогает ученикам выработать собственную точку зрения; Дает возможность всестороннего анализа проблемы. Дает возможность всестороннего анализа проблемы.
Условия организации дискуссии Наличие оппонентов; Наличие оппонентов; Наличие актуальной проблемы; Наличие актуальной проблемы; Наличие знаний; Наличие знаний; Умение дискутировать; Умение дискутировать; Владение культурой дискуссии Владение культурой дискуссии
Классификация дискуссионных занятий Регламентированная дискуссия(малые группы изучают частную проблему по четкому плану) Регламентированная дискуссия(малые группы изучают частную проблему по четкому плану) Дискуссия с элементами игрового моделирования(взгляд на проблему из прошлого и настоящего) Дискуссия с элементами игрового моделирования(взгляд на проблему из прошлого и настоящего) Проектная дискуссия(разные проекты решения проблемы) Проектная дискуссия(разные проекты решения проблемы)
Классификация дискуссий по форме проведения Дебаты(спор команд по определенному тезису) Дебаты(спор команд по определенному тезису) «Вертушка»(дискуссия в парах внутреннего и внешнего круга) «Вертушка»(дискуссия в парах внутреннего и внешнего круга) «Круглый стол» «Круглый стол» «Симпозиум»(обсуждение докладов с разными оценками проблемы) «Симпозиум»(обсуждение докладов с разными оценками проблемы)
Роль учителя в организации дискуссии Устанавливает порядок в классе; Устанавливает порядок в классе; Формулирует проблему обсуждения; Формулирует проблему обсуждения; Направляет ход дискуссии; Направляет ход дискуссии; Уточняет и поясняет высказывания учеников; Уточняет и поясняет высказывания учеников; Следит за тем, чтобы дискуссия не отклонилась от темы Следит за тем, чтобы дискуссия не отклонилась от темы
Правила ведения дискуссии Коротко и четко формулируй вопрос; Коротко и четко формулируй вопрос; Критикуй идею, а не личность; Критикуй идею, а не личность; Не перебивай, каждый имеет право высказаться; Не перебивай, каждый имеет право высказаться; Соблюдай регламент; Соблюдай регламент; Придерживайся темы; Придерживайся темы; Цель дискуссии- консенсус. Цель дискуссии- консенсус.
Памятка участнику дискуссии Прежде чем выступать, определи свою позицию; Прежде чем выступать, определи свою позицию; Проверь, правильно ли понимаешь суть проблемы; Проверь, правильно ли понимаешь суть проблемы; Помни, лучший способ доказательства – бесспорный факт; Помни, лучший способ доказательства – бесспорный факт; Говори ясно, просто, точно; Говори ясно, просто, точно; Заканчивая выступление, сделай вывод. Заканчивая выступление, сделай вывод.
Чему учит дискуссия? Школьники овладевают ораторскими умениями; Школьники овладевают ораторскими умениями; Перенимают искусство доказательной полемики; Перенимают искусство доказательной полемики; Приобретают умения аргументировать свою точку зрения; Приобретают умения аргументировать свою точку зрения; Учатся искусству дискуссии. Учатся искусству дискуссии.