Преемственность работы логопедических служб ДОУ-СОШ Из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории Любовой Е.В.
Ступени образования личности Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Таким образом, преемственность это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Тест для подготовки к ЕГЭ Фонетика Что является минимальной единицей звучащей речи? Слово Звук Как называются звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость? Гласные Согласные Можно ли тянуть гласные? Да. Нет Есть ли такие согласные, которые можно тянуть? Да Нет Звук [й'] - гласный или согласный? Гласный Согласный Является ли звук [ч'] парным по глухости-звонкости? Да Нет Является ли звук [м] парным по глухости-звонкости? Да Нет Является ли звук [л'] парным по твёрдости-мягкости? Да Нет Какой является позиция звонких парных перед глухими? Сильной Слабой
Отсутствие преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой (Концептуальные подходы к решению проблемы преемственности и непрерывности образования в ОС «Школа 2100») Сегодня в первом классе тратится до 60% учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно. Дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
Основные направления логопедической работы в дошкольном учреждении Формирование звукопроизношения и уточнение артикуляции звуков. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, анализа и синтеза слов, фонематических представлений. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря. Совершенствование пространственно-временных ориентировок. Развитие речевой, мелкой и общей моторики. Подготовка к обучению грамоте. Развитие конструктивного праксиса. Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия. Направления логопедической работы в начальной школе Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематической стороны речи. Восполнение лексико-грамматических пробелов. Совершенствование связной речи. Предупреждение и преодоление нарушений письма и чтения (дисграфий и дислексий).
Параметры готовности детей к школьному обучению умение управлять своим поведением; выполнение требований взрослого; участие в различной деятельности; достаточный уровень сформированности всех сторон речи (звукопроизношение, слоговой состав слова, лексико-грамматические категории, связная речь); владение навыками звукового анализа и синтеза слов; достаточный уровень развития памяти, произвольного внимания, мыслительных операций; сформированность зрительно-пространственного восприятия, временных ориентировок; достаточная зрительно-моторная и слуха-моторная координация; соответствующий возрасту запас знаний об окружающем мире.
Взаимодействие участников коррекционного процесса Проводится совместная работа всех служб детского сада: воспитателя, учителя-логопеда, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Проводятся дополнительные занятия по ритмике и танцу (по желанию родителей). Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Необходимо помочь им осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными знаниями и умениями, приемами преодоления речевого нарушения. Этому способствуют родительские собрания, анкетирование, консультации, открытые просмотры, информационные выставки.
В основу подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Д. Б. Эльконина. При этом учитывается ряд особенностей: звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс усвоения графемы и формирование навыков послогового чтения; последовательность изучения звуков и букв происходит в соответствии с формированием звуков в онтогенезе и предполагает уже с третьего занятия чтение слогов (а, у, о, б-п, в-ф, д-т, к-г, э, н, х, ы, л, и, с, з, ш, ж, щ, р, ц, ч, й); буквы е, ё, ю, я, ъ, ь в связи с тем, что произношение гласных второго ряда расходится с их написанием, изучаются на второй год обучения; при знакомстве с буквой используется как называние звука, который она обозначает, так и название буквы; используется символика (жесты, знаки, схемы); используется печатная графема; ударение (усиление гласной) в слове определяется семантически; слогоделение (деление на части) слов проводится разными способами, несколько вариантов и приемов последовательно.
Варианты символов, схем и знаков
Игры для развития чувства ритма помогают подготовить ребенка к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением, интонационной выразительностью, развить слуха-речевое восприятие и внимание. Эта работа подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц (слово, слог, звук). Начинаем работу с неречевых звуков: «Кто хлопнул?», «Что звенит?», «Кто сказал?». Далее переходим к речевым звукам. Начинаем с гласных («долго, тщательно, разнообразно и всесторонне»). Затем мы закрепляем артикуляцию гласных и согласных звуков. Работа по дифференциации осуществляется в следующих направлениях: «выделение 1-го звука» - «выделение 2-го звука» - «их дифференциация». После устного разбора переходим к схематическому обозначению. Буквы (графемы) используются только после полного усвоения значения слова, его звуко наполнения, слоговой структуры и возможного словоизменения.
Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого. Необходимо, чтобы коррекционная работа строилась на твёрдо сформированном навыке. Соответственно, возникает необходимость обобщения и анализа имеющегося опыта работы по всем этапам коррекции от формулировки диагнозов до приемов и методов логопедической работы всех уровней по всем направлениям.
Главная задача, которую ставит государство и общество перед учреждениями образования, сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Решение проблемы преемственности коррекционной работы даёт возможность успешно выполнить этот социальный заказ.
Интересных открытий и радостных свершений! Дорогие коллеги, спасибо за внимание!