Игра - своеобразная форма деятельности, при посредстве которой дети готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».
В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей.
У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.
У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.
В развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера. От того, какой эмоциональный фон сопровождает человека, в первую очередь, зависят его отношения с окружающим миром
В игре формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. Через игру можно развивать познавательные возможности ребенка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. С помощью игры можно развивать у детей положительные эмоции, научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием.
О роли игры в воспитании детей говорят многие специалисты. Но необходимо отметить, что сама по себе игра не даёт большого положительного эффекта, так как игрой, особенно когда речь идёт о воспитании ребёнка, необходимо управлять. Именно поэтому, когда говорят о применении игры в формировании каких-либо качеств личности ребёнка, в том числе и в эмоциональном развитии, подразумевают применение определённых методик, содержащих набор игр и игровых ситуаций, которые в совокупности воздействуют на воспитание ребёнка.
Применение наглядности в игровых методиках как метода эмоционального развития имеет свои особенности по причине того, что эмоции беспредметны и их можно изобразить только символически. На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть как он изображает те или иные эмоции..
Интересным для эмоционального развития детей является использование моделей. В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно использовать: Пиктограммы Графические изображения лица Силуэты людей Пантомимы, отражающие эмоции Подвижные аппликации, Задания – игры.
«Определи выражение лица». «В мире эмоций». «Грустно – весело» «Петушок». «Сделай так» «Четвертый лишний» и др.
Положительное влияние на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста оказывают сюжетно-ролевые игры. Они способствуют эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам, решению проблемных ситуаций.
Подвижные игры - доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий. Высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными.
«Тропинка», «Если нравится тебе», «Тух – тиби – дух»,
- Дети становятся более спокойны, уравновешены; - Дети становятся более внимательны друг к другу; - Стало больше присутствовать эмоций радости, веселья; - Дети сами могут организовывать игры, чувствуют себя более раскованными и свободными; - Стали проявлять больше творчества, выдумки, воображения при проведении подвижных игр.
Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организованная игра способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.