Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Общекультурные Профессиональные ПК ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к результатам освоения ОП – компетенциям ПК Общепрофесси ональные Направленности (профили) подготовки «Ядро» направления подготовки Виды деятельности Единые на уровень ВО (перечень ОК-компетенций рекомендован разработчикам ФГОС)
Структура ОП Базовая часть ОП, объем в ЗЕ ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к структуре ОП Приведение к норме ФЗ-273, переработка таблицы 2 Часть формируемая участниками образовательных отношений, объем в ЗЕ
ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к структуре ОП Наименование элемента программы Объем в зачетных единицах Блок 1 Дисциплины (модули) 201 – 231 Базовая часть Вариативная часть Блок 2 Практики Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9 Всего:240
ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к условиям реализации ОП 1. Общесистемные требования к реализации программ соответствующего уровня высшего образования (например – бакалавриата) 2. Требования к кадровым условиям реализации программ бакалавриата по направлению подготовки_____________ 3. Требования к материально-техническому и учебно- методическому обеспечению программ бакалавриата по направлению подготовки_____________ 4. Требования к финансовым условиям реализации программ бакалавриата по направлению подготовки_____________
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) 1)Четко определено, что основная профессиональна образовательная программа ВО – это не «направление подготовки», а «направление подготовки + направленность (профиль) программы (п.8) 2)Дан ясный принцип выделения «базовой» части программы и «вариативной» части программы (п.10). 3)Дано четкое разграничение и определение понятий «компетенции» и «результаты обучения» (п.14) 4)Убраны нормы максимальной еженедельной общей нагрузки обучающегося (54 часа) и его аудиторной нагрузки (27-32 часа)
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ), п.52 и 54 Устранена неправильная шкала: Аудиторная работа Внеаудиторная работа Работа во взаимодействии с преподавателем (контактная работа) Самостоятельная работа
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ), п.57 П.57. Минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также минимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по образовательной программе устанавливаются локальным нормативным актом организации П.43. Определяет понятие ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) П.13. Образовательная программа включает в себя комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов…
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) 15. В общей характеристике ОП указываются: Квалификация, присваиваемая выпускникам Вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники основной Направленность (профиль) образовательной программы (??? – общий (широкий) профиль) Планируемые результаты освоения образовательной программы (набор компетенций) Сведения о ППС, необходимом для реализации образовательной программы (???) Иные сведения
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) 18. Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя: Наименование дисциплины (модуля) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) (ЗУНВ), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями) Объем… Содержание… Перечень учебно-методического обеспечения… ФОС для проведения промежуточной аттестации …….
ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам Б, С и М (Приказ 1367 от ) П.21. ФОС для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, включает в себя: Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ОП Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки ЗУНВ… Методические материалы…
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, статья 12 П.7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением…) разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ПООП). П.9 ПООП разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС П.10. ПООП включаются по результатам экспертизы в реестр ПООП, являющийся государственной информационной системой…
Рекомендуемая разработчикам ПООП «Карта компетенции» Этап (уровень) освоения компетенции* Планируемые результаты обучения** (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения Первый этап (уровень) (ОК-1) –I (желательно конкретизировать формулировки компетенции ) Владеть: _____________________В (ОК-1) –I Уметь: _____________________У (ОК-1) –I Знать: ______________________З (ОК-1) –I Второй этап (уровень) (ОК-1) –II (желательно конкретизировать формулировки компетенции) Владеть: _________________ В (ОК-1) –II Уметь: _____________________У (ОК-1) –II Знать: _____________________З (ОК-1) –II Третий этап (уровень) (ОК-1) –III (желательно конкретизировать формулировки компетенции) Владеть: ____________________В (ОК-1) –III Уметь: ____________________В (ОК-1) –III Знать: ____________________В (ОК-1) –III