Нау́чно-техни́ческая револю́ция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.
Переворот в науке был сопряжен с переворотом в технике. Крупнейшие технические достижения конца XIXв. создание автомобиля, самолета, изобретение радио, граммофона.
Черты НТР- 1) Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности 2)Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление 3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства 4) Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки
Составные части НТР- 1) Наука : увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования 2) Техника/Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная 3) Производство: -электронизация -комплексная автоматизация -перестройка энергетического хозяйства -производство новых материалов -ускоренное развитие биотехнологии -космизация
Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейман: "Вот почему наука недостоверна. Как только вы скажете что-нибудь об области опыта, с которой непосредственно не соприкасались, вы сразу же лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должны говорить о тех областях, которых никогда не видели, иначе от науки не будет проку. Поэтому, если мы хотим, чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Чтобы науке не превратиться в простые протоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще неизведанные области. Ничего дурного тут нет. Только наука из-за этого оказывается недостоверной, а если вы думали, что наука достоверна - вы ошибались".
Первая научная революция 17 в. Связана с именами: Галилея, Кеплера, Ньютона. *Галилей ( ): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падение тел. *Кеплер ( ): установил 3 закона движения планет вокруг Солнца (не объясняя причины движения планет), разработал теорию солнечных и лунных затмений, способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем. *Ньютон ( ): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику.
Вторая научная революция кон. 18 в. 1 половина 19 в. 1) Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке 2) Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов 3) Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой 4) Возникает идея развития (биология, геология) 5) Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах 6Начало возникновения парадигмы неклассической науки 7) Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности 8) Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»
НО! Научно-технический прогресс может быть разрушителем природы и ее основателем. Может толкать человечество к роковой черте или, сперва остановив, отвести его от этой черты. Так к чему мы придем? На этот вопрос пока не отвечают ни Бердяев, ни философы-марксисты.