«Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад 2 общеразвивающего вида Выполнила: воспитатель Маслакова Наталия Владимировна
Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский. «Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук». М.М. Кольцова.
Цель: Формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики Раскрыть взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики. Определить основные методы, формы использования игр и пособий в процессе речевого развития детей и разработать систему их комплексного применения. Информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей раннего возраста. Задачи:
Изучение сформированности речи
Направление Организация совместной деятельности взрослого с детьми. Организация совместной деятельности взрослого с детьми. Создание условий для самостоятельной деятельности детей. Организация взаимодействия с семьями воспитанников. Игры Экспериментирование Интегративная деятельность Инсценирование Продуктивная деятельность Дидактические игры Конструктивная деятельность Игры Экспериментирование Интегративная деятельность Инсценирование Продуктивная деятельность Дидактические игры Конструктивная деятельность Создание речевого центра Создание центра игры Создание речевого центра Создание центра игры Консультации Мастер – класс Родительские собрания Наглядная информация Беседы Консультации Мастер – класс Родительские собрания Наглядная информация Беседы
Совместная деятельность педагога с детьми: -дидактические игры -индивидуальная работа -сюжетно-игровые ситуации -экспериментирование с материалом
Пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, народных сказок. Массаж ладоней
Самостоятельная деятельность детей: - организация предметно-развивающей среды
Настольные игры развивают логическое мышление, пространственное воображение ребёнка, творческие способности, фантазию, внимание, усидчивость.
Примеры некоторых пособий, которые я использую в работе: игры-шнуровки игры со счетными палочками Игры с бумагой и карандашом
Игры с пуговицами Игры с прищепками
С пробками Игры с пеком и водой, с крупами, сухие бассейны Погружение рук в песок; Просеивание между ладонями, пальцами; Использование сухих бассейнов для самомассажа кистей; Прячем ручки в крупе, ищем сюрпризы; Перебираем, пересыпаем, рисуем;
Работа с родителями Консультация «Развитие речи у детей от года до трех» Консультация «Развитие речи у детей от года до трех» Консультация «Развитие мелкой моторики в быту» Консультация «Развитие мелкой моторики в быту» выпуск памяток, информационных листков; участие в творческих выставках
Расширился словарный запас детей; Использование пособий, способствующих развитию мелкой моторики помогло не только развить речь детей, но и действовать с предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве; Пополнилась предметно – развивающая среда группы; Данная работа по развитию активной речи ребенка помогла сблизиться с родителями, что способствовало установлению атмосферы более тесного сотрудничества. Расширился словарный запас детей; Использование пособий, способствующих развитию мелкой моторики помогло не только развить речь детей, но и действовать с предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве; Пополнилась предметно – развивающая среда группы; Данная работа по развитию активной речи ребенка помогла сблизиться с родителями, что способствовало установлению атмосферы более тесного сотрудничества.