1. Что такое текст ? Текст ( от лат. textus ткань, сочетание слов ) речевое произведение, компоненты которого ( предложения, группы предложений, составленные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Merelenko-su.uCoz.ru. Е. Богат «Высокая нота» Текст: Е. Богат «Высокая нота»
Advertisements

План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Внимательно прочитав текст, выделите ключевые слова и словосочетания. Сформулируйте проблему, поставленную в тексте. Проблема Проблема – сложный вопрос,
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Муниципальное автономное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 1» города Нурлат Республики Татарстан Выполнила Бадягина Екатерина,
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Тема урока: «Сочинение- рассуждение по данному тексту». (По рассказу К.Г.Паустовского «Старый повар»).
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Учимся писать сочинения. Цели элективного курса Знать законы создания текстов разных жанров и стилей Уметь читать текст, видеть тему, проблему, авторскую.
Педагогическая мастерская Новоселовой Натальи Степановны учителя русского языка и литературы МОУ-Лицей 10 МОУ-Лицей 10 г. Белгорода г. Белгорода.
Учимся понимать исходный текст 1 Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться. Менандр.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Требования к сочинению Часть С merelenko-su.uCoz.ru.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Транксрипт:

1. Что такое текст ?

Текст ( от лат. textus ткань, сочетание слов ) речевое произведение, компоненты которого ( предложения, группы предложений, составленные из них блоки ) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу и грамматически.

2. Что необходимо сделать, чтобы правильно понять содержание текста ?

Чтобы понять содержание текста, надо определить его тему ( то, о чём говорится ); основную мысль, или идею ( то, ради чего говорится ); стиль речи, присущий этому тексту ; жанр, в котором он написан ; тип речи.

3. Что такое микротема ?

Микротема часть общей темы текста.

4. Как графически оформляется текст ?

Текст оформляется с помощью абзацев, которые выделяют структурно - логические и ярко выраженные эмоциональные части текста.

5. Как соотносятся абзацы и микротемы ?

Соотношение микротем и абзацев 1 абзац может быть равен 1 микротеме ; 1 абзац может содержать несколько микротем ; 1 микротема может быть разделена на несколько абзацев.

6. Как соотносятся смысловые части текста с абзацами ?

Соотношение смысловых частей и абзацев 1 смысловая часть может быть равна 1 абзацу, 1 смысловая часть может включать в себя несколько абзацев.

Композиционная схема сочинения Сформулируйте проблему текста. Прокомментируйте заявленную проблему. Сформулируйте позицию автора. Выразите своё согласие/несогласие с позицией автора. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ваше мнение.

Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём - то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем - то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по - новому. Я написал сейчас « духовная жизнь ». А доступна ли она любому человеку ? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке ? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности ? А если должна, то она, видимо, удел избранных ? Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с « Войной и миром » в руках, стараясь быть соавторами Толстого. Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа. Высокая нота Текст

Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги … И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное. Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. « Как она этот si возьмёт … Слава богу !» И Николай, « не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты ». « Боже мой ! Как хорошо ! Неужели это я взял ? Как счастливо !» - подумал он. « Неужели это я ?!» « Обыкновенный » Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. « Неужели это я ?!» Да, это он.

Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся … Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии ; даже одна - единственная подобная минута (« Неужели это я ?!») делает нас лучше, чище, духовное. ( Богат Е. М. Избранное - М., 1986)

Тема: духовная жизнь человека. Идея: духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности. Стиль: публицистический. Жанр: эссе (фрагмент). Тип речи: рассуждение с элементами повествования. Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно- выразительных средств языка. Тема: духовная жизнь человека. Идея: духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности. Стиль: публицистический. Жанр: эссе (фрагмент). Тип речи: рассуждение с элементами повествования. Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно- выразительных средств языка.

Для этого: нумеруем абзацы; делим текст на смысловые части: I ч. – 1-й абзац; II ч. – 2-й абзац; III ч. – 3-й – 9-й абзацы; IV ч. – 10-ый абзац; читаем каждую часть, ставим к ней вопрос (вопросы).

I. Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по- новому. 1. Что такое духовная жизнь?

II. Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных? 2. Духовная жизнь – удел избранных или она доступна каждому?

III. Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого. Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа. Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги… И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное. Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!» И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» - подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!» Да, это он. 3. Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности?

IV. Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовное. 4. Может ли «обыкновенный» человек хотя бы на некоторое время стать талантливее «великих»?

Итак, основная проблема текста : Как влияет духовная жизнь на человека? Итак, основная проблема текста : Как влияет духовная жизнь на человека? 1. Что такое духовная жизнь? 2. Духовная жизнь – удел избранных или она доступна каждому? 3. Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности? 4. Может ли «обыкновенный» человек хотя бы на некоторое время стать талантливее «великих»?

Комментируем заявленные проблемы Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор.

Автор даёт своё понимание духовной жизни, говорит о разнообразии её форм. I. Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём - то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем - то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по - новому.

Автор размышляет о том, кому доступна духовная жизнь – « великим » или « обыкновенным ». II. Я написал сейчас « духовная жизнь ». А доступна ли она любому человеку ? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке ? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности ? А если должна, то она, видимо, удел избранных ?

Автор ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека. Пример преображение Николая Ростова под воздействием пения Наташи. III. Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с « Войной и миром » в руках, стараясь быть соавторами Толстого. Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа. Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги … И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное. Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. « Как она этот si возьмёт … Слава богу !» И Николай, « не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты ». « Боже мой ! Как хорошо ! Неужели это я взял ? Как счастливо !» - подумал он. « Неужели это я ?!» « Обыкновенный » Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. « Неужели это я ?!» Да, это он.

Автор делает вывод о том, что общение с великими творениями изменяет человека в лучшую сторону. IV. Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся … Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии ; даже одна - единственная подобная минута (« Неужели это я ?!») делает нас лучше, чище, духовное.

Формулируем авторскую позицию Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.

Автор считает, что « духовная жизнь – это общение с людьми, искусством », природой, « и самим собой ». I. Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём - то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем - то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по - новому.

По мнению автора, духовная жизнь доступна каждому. II. Я написал сейчас « духовная жизнь ». А доступна ли она любому человеку ? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке ? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности ? А если должна, то она, видимо, удел избранных ?

Автор утверждает, что соприкосновение с искусством облагораживает человека. III. Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с « Войной и миром » в руках, стараясь быть соавторами Толстого. Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа. Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги … И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное. Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. « Как она этот si возьмёт … Слава богу !» И Николай, « не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты ». « Боже мой ! Как хорошо ! Неужели это я взял ? Как счастливо !» - подумал он. « Неужели это я ?!» « Обыкновенный » Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. « Неужели это я ?!» Да, это он.

Автор полагает, что у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он ощущает себя талантливым. IV. Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся … Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии ; даже одна - единственная подобная минута (« Неужели это я ?!») делает нас лучше, чище, духовное.

Тема: Духовная жизнь человека. Идея: Духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности. Стиль: публицистический. Жанр: эссе (фрагмент). Тип речи: рассуждение с элементами повествования. Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно- выразительных средств языка.

Автор считает, что «духовная жизнь это общение с людьми, искусством», природой, «и самим собой»; по его мнению, духовная жизнь доступна каждому; он утверждает, что соприкосновение с искусством облагораживает человека; полагает, что у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он ощущает себя талантливым.

Выразите собственное мнение относительно позиции автора (согласны или не согласны вы с автором и почему). В этом вам могут помочь вопросы: Насколько необходим разговор о духовности? Может быть, в настоящее время более уместно говорить о рациональном подходе к жизни? Помогает ли вам общение с искусством, природой, людьми открывать в окружающем мире, в себе что-то новое? Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием искусства, природы, людей вы ощутили себя талантливым? Герои каких литературных произведений, на ваш взгляд, живут богатой духовной жизнью, какие герои изменились в результате общения с людьми, природой, под воздействием искусства?