Денежно-кредитная политика в 2004 году Макроэкономическая ситуация в 1 полугодии 2004 г. развивалась по благоприятному сценарию, близкому по параметрам к 2003 г.: - рост ВВП на 7,4%, - цена на нефть сорта «Юралс» - 31$, -прирост ЗВР - 11,3 млрд. $. -увеличение М2 – 40,6% (выше предполагаемого). Факторы, обусловившие более значительный спрос на деньги: высокие темпы экономического роста увеличение денежных доходов населения.
Характерные тенденции в денежной сфере в 2004 году: 1. Неустойчивая динамика спроса на деньги, что связано в первую очередь с его высокой зависимостью от курса рубля к доллару и евро. Так, в 1 квартале 2004 г. увеличился спрос на национальную валюту, во II – снизился (причины – рост курса доллара и определенная нестабильность в банковском секторе). 2. Прирост чистых иностранных активов КО в 1 полугодии (на 8 млрд.$) сопровождался существенным снижением свободных денежных средств на счетах КО в Банке России (с 499,7 до 317,5 млрд. руб., или в 1,6 раза). В 2003 г. рублевая ликвидность за тот же период возросла почти в 2 раза.
Характерные тенденции в денежной сфере в 2004 году: 3. Формирование с 2004 г. Стабилизационного фонда РФ и увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России способствовали абсорбированию денежной ликвидности. Следствия перечисленных тенденций: Объем денежной базы в широком определении за 1 полугодие остался почти на неизменном уровне (прирост 0,3%) по сравнению с увеличением на 24,5% за тот же период 2003 г. Изменения ликвидности банковского сектора повлекли соответствующие изменения процентных ставок на денежном рынке и более интенсивное использование Банком России инструментов ДКР.
Система инструментов ДКР должна обеспечить: Стабильность денежного рынка Стимулирование КО к более эффективному управлению собственной ликвидностью. В этих целях Банк России регулярно информировал КО о состоянии ликвидности банковского сектора: Ежедневно публиковались данные об остатках средств на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России О задолженности по операциям обратного модифицированного РЕПО (ОМР) О сальдо операций Банка России с банковским сектором по предоставлению и абсорбированию ликвидности со сроками исполнения на текущий день Ежемесячно публиковались графики еженедельных депозитных аукционов ОМР и ломбардных кредитных аукционов и их итоги.
Инструменты ДКП, применяемые в 2004 году Инструменты ДКП, применяемые в 2004 году : Для изъятия ликвидности (январь-февраль): Депозитные операции, проводимые на аукционной основе на срок 2, 4 недели и 3 месяца, а также на фиксированных условиях «том-некст», «спот-некст», «1 неделя», «спот- неделя» и «до востребования» Операции по продаже Банком России гос.облигаций из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа Операции ОМР (с февраля – на сроки свыше 4 месяцев)
Инструменты ДКП, применяемые в 2004 году Инструменты ДКП, применяемые в 2004 году : Для пополнения ликвидности (март-август): Внутридневные кредиты в течение дня Аукционы однодневного прямого РЕПО в первой и во второй половине дня Аукционы прямого РЕПО на срок 7 и 90 дней- еженедельно Ломбардные кредитные аукционы на срок 2 недели – еженедельно Постоянно действующие инструменты: кредиты овернайт и сделки «валютный своп» (по ставке рефинансирования) – в конце операционного дня.
Инструменты ДКП, применяемые в 2004 году Инструменты ДКП, применяемые в 2004 году : Для пополнения ликвидности: Снижение нормативов обязательных резервов (объем высвободившихся средств составил 150 млрд. руб.): - 1 апреля 2004 г. с 10 до 9% - 15 июня – с 9 до 7% - 8 июля - с 7 до 3,5% Распространение на большее число регионов механизмов рефинансирования (внутридневных кредитов и кредитов овернайт). Расширение Ломбардного списка.
Процентная политика Банка России в 2004 г. Коридор процентных ставок Банка России (верхнюю и нижнюю границу которого определяют ставки по кредитам овернайт и краткосрочным депозитам) в 2004 г. заметно сузился. Средний уровень стоимости краткосрочных денежных ресурсов, задаваемый этим коридором, имеет тенденцию к снижению. Это способствует позитивным инфляционным ожиданиям, снижению уровня процентных ставок по кредитам банков предприятиям и росту доступности кредитных ресурсов для реального сектора.
Рефинансирование в 2004 г Рефинансирование в 2004 г. С 34 до 41 возросло число регионов России, банки которых пользуются кредитами овернайт и внутридневными кредитами Дважды снижалась ставка рефинансирования (с – с 16 до 14%, с – с 14 до 13% годовых) Одновременно снижались ставки по кредитам овернайт и сделкам «валютный своп».
Рефинансирование в 2004 г Рефинансирование в 2004 г. Ломбардный список расширен. В него включены: Облигации внешних облигационных займов РФ Облигации гос. валютного займа 1999 г. Облигации субъектов РФ Облигации ипотечных агентств/кредитных организаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается гос. гарантиями РФ и субъектов РФ (условием является присвоение субъекту РФ-эмитенту облигаций или гаранту по облигациям с ипотечным покрытием рейтинга долгосрочной кредитоспособности).
Денежно-кредитная политика в 2005 году Главная цель единой государственной денежно-кредитной политики – снижение инфляции до запланированного уровня (7,5- 8,5%). ДКП, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в обеспечение высоких темпов экономического роста, что позволит повысить уровень жизни населения.
Темпы инфляции Темпы инфляции : 2005 год: 7,5-8,5%2005 год: 7,5-8,5% 2006 год: 6,0-7,5%2006 год: 6,0-7,5% 2007 год: 5,0-6,5%2007 год: 5,0-6,5%
Три сценария макроэкономического развития в 2005 году I сценарий Снижение цен на нефть до 22,5 долл., что вызовет ослабление рубля и привлечение в большем объеме иностранного капитала частным сектором. Уменьшение активного сальдо платежного баланса в два раза. ЗВР возрастут незначительно. Прирост М2 на %. Замедлятся: рост инвестиций -до 6,7%, реальных доходов населения- до 7,1%, рост ВВП -4,8%.
Три сценария макроэкономического развития в 2005 году II сценарий Цена на российскую нефть –около 26 долл. Рост импорта товаров и услуг при сохранении их экспорта на уровне 2004 г. Сохраняется тенденция к укреплению рубля. Уменьшение положительного сальдо платежного баланса. Рост оттока частного капитала больше, чем по 1 варианту. Существенное замедление темпов роста ЗВР. М2 возрастет на 24-28%. Рост доходов предприятий, инвестиций (на 9%), реальных доходов населения (на 8,8%), рост ВВП (на 6,0%).
Три сценария макроэкономического развития в 2005 году III сценарий Цена на нефть 28 долл.(заложена в бюджете на 2005 г.). Экспорт нефти вырастет до 260 млн. тонн. Сальдо платежного баланса снизится против прошлого года на 20%, но будет максимальным по сравнению с 1 и 2 вариантами. Сохраняется тенденция к укреплению рубля. ЗВР будут расти, однако их прирост может быть почти на 30% меньше, чем в 2004 г. М2 возрастет на 26-30%. Более существенный рост доходов предприятий, инвестиций (9,8%), доходов населения (на 9,0%). ВВП увеличится на 6,3%.
Общей предпосылкой и условием успешной реализации всех сценариев социально- экономического развития РФ является поддержание и укрепление финансовой стабильности российской экономики. Финансовая стабильность означает формирование условий для обеспечения устойчивого финансового состояния рыночных агентов в различных секторах экономики, которые эффективно распределяют экономические ресурсы и риски. Финансовая стабильность рассматривается как условие предсказуемости ДКП и устойчивости работы трансмиссионного механизма ДКП.
В 2005 г. Банк России продолжит работу по развитию инструментов регулирования ликвидности, которые в зависимости от ситуации в денежно- кредитной сфере будут активно использоваться как для предоставления ликвидности КО, так и для стерилизации свободных денежных средств.
I вариант денежной программы Потребность в увеличении рублевой ликвидности оценивается в 118 млрд. руб. Основной канал предоставления ликвидности банкам – операции прямого РЕПО, а также ломбардные кредиты, сделки «валютный своп», операции по покупке на вторичном рынке гос. ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. II вариант денежной программы Потребность в увеличении рублевой ликвидности оценивается в 72 млрд. руб. III вариант денежной программы Потребность в увеличении рублевой ликвидности оценивается в 54 млрд. руб.
Инструменты денежно-кредитной политики в 2005 году Использование инструментов ДКП во многом будет определяться потребностями банковского сектора, которые будут зависеть от конъюнктуры мировых финансовых и товарных рынков, динамики потоков капитала, состояния бюджетной сферы и факторов внутреннего спроса. В случае развития ситуации по 3 сценарию для некоторых участников рынка может сохраниться потребность в абсорбировании ликвидности.
Операции рефинансирования Ломбардные кредитные аукционы на сроки, устанавливаемые в зависимости от текущей конъюнктуры, а также предоставление ломбардных кредитов по фиксированной ставке на срок до 7 дней Внутридневные кредиты,кредиты овернайт Операции «валютный своп» Операции по прямой продаже гособлигаций банка России из собственного портфеля Сделки прямого РЕПО на срок от 1 до 90 дней
Операции по изъятию ликвидности Депозитные операции с использованием системы Рейтерс-дилинг и Системы электронных торгов ММВБ Операции по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа Аукционы ОМР на срок 28 дней Эмиссия облигаций Банка России либо продажа ОФЗ из своего портфеля (для среднесрочного «связывания» ликвидности) Совершенствование механизма обязательного резервирования и нормативной базы
Процентная политика Важной ролью процентной политики будет сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, номинированным в национальной и иностранной валюте. Это должно предотвращать дополнительный приток или отток капитала при различных тенденциях в платежном балансе и удерживать стоимость кредитных ресурсов на доступном для реального сектора уровне.
Процентная политика При 3 сценарии (избыток ликвидности) роль процентных ставок будет ограничена. Их изменение должно содействовать стерилизации избыточной ликвидности и ограничению роста рыночных ставок При 1 сценарии (заметное снижение ликвидности и применение инструментов рефинансирования) может повыситься роль процентных ставок при проведении ДКП. Уровень ставок должен способствовать предотвращению оттока капитала и не препятствовать кредитованию реального сектора.
Процентная политика Перспективное направление процентной политики: усиление их воздействия на рыночные процентные ставки. В 2005 г. прогнозируется дальнейшее постепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям нефинансового сектора. Однако дифференциация кредитных ставок по регионам, по-видимому, сохранится.