ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения Материал подготовлен заместителем заведующего Ромашкиной Л.Г.
Мы поговорим с Вами о Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г. 1155) является следствием принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации, в котором за дошкольным образованием впервые закрепляется статус уровня общего образования в системе непрерывного образования РФ. Цель ФГОС ДО выразить запросы, предъявляемые к образованию государством, обществом и семьёй в интересах растущей и развивающейся личности. В самом общем виде они выглядят так: - повышение социального статуса дошкольного образования; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования; - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; - обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; - обеспечение вариативности содержания программ дошкольного образования. Уважаемые родители!
Статья 64. Дошкольное образование Дошкольное образование направлено на: формирование общей культуры развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств формирование предпосылок учебной деятельности сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Ключевые особенности ФГОС ДО: стандарт условий поддержка разнообразия детства сохранение уникальности и самоценности детства, понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, а не как период подготовки к школе личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей уважение личности ребенка реализация Программы прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности Обеспечить в детском саду благополучную социальную ситуацию развития каждого ребенка, создать соответствующий уклад, возможность для организации всех видов деятельностей дошкольного возраста Основная задача: 4
Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП ФГОС ДО ФГОС НОО Требования к результатам освоения ООП Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты 3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования: к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям; к результатам освоения основных образовательных программ.
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
ФГОС ДО 2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. Приказ Минобрнауки России от N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" 7
Целевой раздел Пояснительная записка Планируемые результаты Содержательный раздел Социально- коммуникативное развитие детей Познавательное развитие детей Речевое развитие Художественно эстетическое развитие детей Физическое развитие детей Коррекционная работа и/или инклюзивная практика Организационный раздел Материально – техническое обеспечение Психолого- педагогические условия Предметно – пространственная среда Финансовые условия Организация образовательной деятельности ФГОС ДО: Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Современные тенденции в развитии дошкольного образования, отраженные в ОП «Радуга» вариативность с учетом индивидуальных особенностей детей реальная разноуровневость - обеспечение возможности достижения на каждом этапе такого уровня развития, который соответствует возможностям и интересам ребенка развитие у детей креативности, продуктивного, свободного, инновационного мышления, творческой активности конкретная помощь детям с особенностями развития поддержка самостоятельности и инициативы детей, обеспечение позитивной социализации обращенность к регионам и региональной специфике отсутствие дублирования школьных форм образовательной работы сопровождение развития двуязычных детей, учет их потенциала и особенностей
Портрет выпускника ДОУ любящий свою семью, принимающий ее ценности проявляющий интерес к истории своей страны, края осознающий свои качества, индивидуальные особенности и возможности имеющий позитивное мировосприятие, проявляющий оптимизм относящийся положительно к себе и ближайшему окружению, проявляющий заботу и внимание к другим людям деятельный и активный, способный организовывать игровую деятельность мотивированный на познавательную и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений в новой ситуации принимающий элементы гендерной идентичности способный к разным формам общения с взрослым отзывчивый, готовый к совместной деятельности со сверстниками, осознающий и принимающий элементарные нормы и правила поведения способный к регуляции своего поведения и деятельности 10