Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы
…«технология» определяется не просто как любой процесс последовательной организации деятельности для достижения целей производства, а как процесс, который основан на научных разработках в данной области (Ракинов А.И. )
Педагогическая технология Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология
Уровни педагогической технологии Общепедагогический уровень Частнометодический (предметный) Локальный (модульный)
Методика и технология… целенаправленность (ясности, точности, дидактической проработанности целей); концептуальность (опоры на глубоко разработанную педагогическую теорию); системность (цели, содержание, формы, методы, средства, условия обучения проектируются и применяются в целостной системе); диагностичность (оценка исходного, промежуточного и итогового результата учебной деятельности учащихся должны иметь не формальный количественный, но глубоко качественный - диагностический характер) гарантированность качества обучения и воспитания; новизна (опора на новые современные достижения педагогики, психологии, дидактики, использование современных идей и видеосредств, компьютерной техники и т.д.) (В.И. Андреев)
Структура педагогической технологии концептуальная основа; содержательная часть обучения или воспитания: цели - общие и конкретные; содержание материала; процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного (воспитательного) процесса; методы и формы деятельности учащихся; методы и формы работы педагога; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного (воспитательного) процесса.
Классификация педагогических технологий По уровню применения: общепедагогические, частнопредметные, локальные или узкометодичекие. По концепции усвоения: развивающие, интериоризаторские, нейролингвистические и другие. По организационным формам: классно-урочные, индивидуальные, групповые, коллективный способ обучения, дифференцированное обучение. По подходу к ребенку: авторитарные, личностно- ориентированные, технологии сотрудничества и другие. По преобладающему методу: репродуктивные, объяснительно- иллюстративные, развивающее обучение, игровые, проблемно- поисковые, творческие и другие. По категории обучающихся: массовая технология, компенсирующие, технологии работы с трудными, технологии работы с одаренными и другие.
Образовательная технология процессная система совместной деятельности обучающихся и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко).
Воспитательная технология освоенная в практике профессионального сообщества последовательность методов, разворачивающая воспитательный процесс во времени от момента выдвижения цели до получения и оценки результата (В.А.Сластенин, И.А.Колесникова) совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели
Многообразие технологий Игровые технологии Технология «Триз» Технологии проблемного обучения Шоу-технологии Технология самоуправления в коллективе Технология самоопределения личности Интернет-технологии Технология работы с талантливой молодежью Технологии историко-патриотического просвещения…
Наиболее распространенные технологии воспитания Группового взаимодействия Критического мышления Проектной деятельности Коллективной творческой деятельности Коллективной организаторской деятельности Исследовательской деятельности Индивидуальной поддержки
Что влияет на выбор технологий? Психолого-педагогические и социально- психологические характеристик возрастного периода (17-25 лет) и социальный статус субъектов образования (студенчество). Психолого-педагогические и социально- психологические характеристик возрастного периода (17-25 лет) и социальный статус субъектов образования (студенчество). Характеристика особенностей современной профессиональной деятельности в сфере образования. Характеристика особенностей современной профессиональной деятельности в сфере образования.