«История происхождения татар» Выполнила: Хайруллина Танзиля Тагировна, учитель татарского языка и литературы Тольятти 2013 г. ГБОУ СОШ с. Выселки
Цели и задачи. Цель: Дать краткие историко - политические сведения о потомках тюрков, которые занимают территорию между рекой Идель (Волга) и Туркестаном, начиная от реки Суры до Каспийского моря, куда входят по старому (дореволюционному) административному делению часть Нижегородской губернии, вся Казанская и Самарская губернии, часть Симбирской и Саратовской губерний, вся Астраханская, Оренбургская и Уфимская губернии, часть Пермской и Вятской губерний. Задачи: 1) Узнать, кто является предками татарского населения. 2) Выяснить, откуда появилось наименование «татары». 3) Определить, какие государственные образования имели тюркоязычные народы.
Оглавление I.Введение. II. Вступление. Происхождение татар. III. Общая часть. 1. Скифы и Скифия. 2. Савроматы и Савроматия. 3. Сарматы и Сарматия 4.Аланы. 5. Хунны и гунны на Волге и Европе. 6. Распад Великой Булгарии. 7. Волжская (Волго-Камская) Булгария. 8. Хазары и кипчаки. 9. Среднее Поволжье в годы татаро-монг 7 польского нашествия. 10. Золотая орда. 11. Половцы на Средней волге 12. Ногайская Орда. 13. В составе Казанского и Астраханского ханства. 14.Идель-Урал. 15. Краткий очерк этнической истории татар. IV/Заключение. V. Список литературы
Введение Одним из важных признаков гражданского общества, которое мы пытаемся создать в постсоветской России является работа по духовно- нравственному образованию населения. В этническом плане Самарская область –уникальное явление. Здесь представлены практически все имеющиеся В Российской Федерации и ближнем Зарубежье народности, люди различных культур, вероисповедования, языка и традиций. Нынешняя структура Самарского края формировалась на протяжении многих веков. Являясь результатом сложных взаимодействий различных этносов и культур, она отражает всё своеобразие нашего многонационального государства и, прежде всего, Поволжского региона. Аборигенами края являются татары, мордва, чуваши. Здесь, начиная с 16 века, в ходе хозяйственно-культурного освоения края тесно контактировали между собой этнически разнородные группы населения – русские, башкиры, белорусы, казахи, калмыки, марийцы, удмурты, украинцы. Позднее, с 18 века – немцы, поляки, в 19 веке – армяне, греки, грузины, прибалты, в начале 20 века – евреи, чехи, с середины прошлого века – китайцы, корейцы, вьетнамцы. Разнообразной является и конфессиональная принадлежность населения: христиане, мусульмане, иудеи, язычники… В настоящее время в Самарской области насчитывается около 500 различных религиозных организаций, принадлежащих более чем 30 конфессиям. Эти реалии должны научить нас лучше понимать и принимать друг друга, иную ментальность, культуру. В настоящее время в Самарской области проживают представители более 130 народов. Несмотря на этнокультурные различия, нас объединяет общая причастность к самарской земле. Все мы – самарцы! В Самарской области складывается положительный опыт работы в сфере духовно – нравственного образования детей и молодежи. Определены формы реализации духовного потенциала через предметы учебного цикла, проводятся научные конференции, семинары, педагогические чтения в сфере духовной культуры.
В целях формирования духовно – нравственного мировоззрения подрастающего поколения, сохранения стабильности в вопросах межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Самарской области, создания условий для внедрения ценностей культуры мира и ненасилия в повседневной модели поведения людей в образовательных учреждения регулярно проводятся: - уроки толерантности; - беседы об уголовной ответственности за совершение противоправных действий экстремистской направленности; - встречи со специалистами органов безопасности, внутренних дел, прокуратуры Самарской области; - лекции по тематике противодействия попыткам религиозного радикализма в молодежной среде, а также раскрытия противозаконной деятельности неформальных молодёжных объединений радикальной направленности и тоталитарных религиозных сект. Для региона с многонациональным составом населения поликультурное образование, направленное на воспитание человека, расширение возможностей развития и социализации личности, является стратегически важным
Вступление. Происхождение татар. Татары – древнейший многочисленный повсеместно проживающий общеизвестный этнос. Однако история народа до сих пор остается загадкой, противоречиво толкуясь как на уровне бытового сознания, так и в современной науке. Спорным является сам этноним: татары, булгары… Как могло случиться, что такие величайшие в прошлом народы, как скифы, печенеги, гунны, половцы-кипчаки, хазары бесследно исчезли с лица земли. Не являлись ли они потомками современных татар? Как и когда могло статься, что древнейшее Булгарское государство, имевшее в первом тысячелетии развитую экономику и культуру, в новом тысячелетии на карте мира уподобилось автономному вкраплению? Имеют ли отношение современные татары к монголам и, вместе с тем, к татаро-монгольскому нашествию? Сколько татар проживает в Республике Татарстан, Российской Федерации и во всем мире? Все ли они считают родным языком татарский? Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Татарский народ прошел длительный путь исторического развития и имел в прошлом свою государственность (Древнетюркские каганаты, Причерноморская Булгария, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское, Крымское, Астраханское, Касимовское и Сибирские ханства). Во всех этих государствах существовала и развивалась самостоятельная культура, достигшая высокого для своего времени уровня.
Тюркский народ, как организованный в государственную форму исторически известен за 200 лет до Р. Х. В то время населенным центром этого народа были окрестности озера Байкал, но его кочевые элементы доходили до Великой китайской стены и до Волги. Исторические данные об этом периоде сохранились только в китайских летописях. К, сожалению, документы древне - тюркской письменности до сих пор найдены не были. Самый древний письменный документ – это так называемые «Орхунские памятники», составленные в 7 в по Р.Х. Они написаны национальным тюркским алфавитом и язык их, несмотря на то, что уже прошло несколько веков, очень близок наречию казанских тюрко-татар. Количество письменных документов после 7 века весьма велико. Из недавно найденного турецко-арабского словаря («Дивани легат –эль тюрк» 1147 г.по Р.Х.) видно, что и тогда язык имел два наречия (диалекта), отличающиеся друг от друга. Тюрки жили отдельными племенами и управлялись родоначальниками, которые в свою очередь подчинялись верховному вождю родов и племен – кагану (повелителю). В средние века, в начале 12 столетия, Чингиз – хан ( ) соединил все тюркские племена в одно управление и создал могучую тюркскую империю, но она долго не просуществовала и разделилась на три группы: 1-Болгаро Кипчакскую (Поволжье и Приуралье), 2-Чагатайскую - (Туркестан) и 3-Сельджукскую- (Малая Азия и Балканы). Цель этого выступления является дать краткие историко-политические сведения о потомках первой группы, т.е. о тюрках, которые занимают территорию между рекой Идель (Волга) и Туркестаном, начиная от реки Суры до Каспийского моря, куда входят по старому (дореволюционному) административному делению часть Нижегородской губернии, вся Казанская и Самарская губернии, часть Симбирской и Саратовской губерний, вся Астраханская, Оренбургская и Уфимская губернии, часть Пермской и Вятской губерний.
Скифы и Скифия Скифский воин. Верхняя часть гребня с изображением скифских воинов. 4 в. до нашей эры. В 7 - начале 3 в. до н. э. в причерноморских степях господствовали скифы - могущественные ираноязычные кочевники. Они организовали на этих землях свое государство - "Скифию". Знаменитый греческий писатель и историк Геродот ( родился в 1 четверти 5 века до н. э.) своих современников скифов охарактеризовал так: ":скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись:". Скифы-конные лучники, свои жилища-кибитки они перевозят вместе со своими богатствами с собой, но при этом успевают заниматься скотоводством и вести полуоседлый образ жизни. " Не имея ни городов, ни укреплений, владели большими пространствами и считались на протяжении четырех веков неодолимыми и неприступными". Скифы совершали набеги на многие племена и народы, захватывали в плен и продавали в рабство непокорных, отбирали и оставляли у себя талантливых мастеров. Покоряли они и волжских воинственных амазонок, хотя и те в свою очередь часто полонили скифских воинов-юношей. Наши амазонки отказывались селиться в скифских племенах и уходили к себе на Среднюю и Нижнюю Волгу. За ними в 6- 4 вв. до н. э. последовала часть скифских молодых воинов. От браков легендарных амазонок и скифских юношей произошли племена сарматов. В 3 веке до нашей эры полулегендарных скифов разгромили сарматы и вытеснили их из пределов Восточной Европы. Последние из них успели скрыться в степных просторах Крыма и по окраинам своего государства, в частности в Прикубанье. Туда увезли скифы свои богатства, где их открыли в 20 веке археологи и поразились красоте изделий из скифского золота.Последних скифов в Крыму прикончили готы. Верхняя часть гребня с изображением сражающихся скифских воинов. 4 в. до н.э.
Савроматы и Савроматия Ю.Семыкин. Вещи из савроматских погребений В 6-4 вв. до н. э. на Нижней Волге и на землях нашего края расселились савроматы - кочевники -скотоводы. Северная граница их кочевий проходила выше современной Самары, а на востоке доходила до Урала. В семьях сарматов сохранялся матриархат. Язык этих племен был близок к скифскому наречию. В нашем крае савроматы занимались скотоводством, разводили овец и лошадей - животных, способных преодолевать большие пространства и хорошо приспособленных к кочевой и оседлой жизни. Они знали ткачество, шитье, обработку кож, умели изготавливать глиняную посуду. В степных курганах вскрыты могилы савромтских воинов-вождей. Эти захоронения были выполнены в виде отдельных огромных камер,. размером 8 на 6 м. В них, рядом с умершими, удалось обнаружить предметы быта, остатки пищи, оружие - мечи - акинаки и наконечники стрел. При этом оружие встречалось как в мужских, так и в женских захоронениях. У савроматок находились еще и предметы женского труда: зернотерки, пряслица, иглы. В могильниках богатых женщин были обнаружены остатки нарядных платьев, женские украшения и даже бронзовые зеркала. В некоторых источниках в те времена наш край называли Савроматией. Войны были обычным явлением в жизни сарматов, поэтому об их существовании знали многие племена. Известно, что они принимали участие в войне скифов против персидского царя Дария 1. Савроматские погребения в нашем крае открыты у сел: Большой Толкай, Камышла, Комаровка, Ягодное, у деревни Неприк Борского района, у села Андреевка Богатовского района
Сарматы и Сарматия Предметы сарматского золота (находки близ Уфы) В вв. до н. э. - в нашем Поволжье на арену действий вышли новые полукочевые племена сарматов - потомков сарматов. Но женщины у них уже не играли такой роли, как у их предков, хотя и продолжали принимать участие в военных походах. Вождями племен стали мужчины. В кургане сарматской амазонки ( у села Гвардейцы Борского района) предметы быта и оружие были уже нового типа: более длинные мечи, с прямыми перекрестиями, трехлопастные наконечники стрел были стальные с черешками. Они заменили собой бронзовые трехгранные. Сарматы, как и скифы, жили полуоседлым бытом, совмещая земледелие с отгонным скотоводством. Их скот нуждался в сене, поэтому сарматы осваивали луга и лесостепи, занимая огромные пространства. В 3 веке до нашей эры сарматы вторглись в Скифию и начали убивать всех, кого могли настичь. Это была война на истребление противника. Скифы и их подданные спаслись только в степях Крыма и на окраинах своих бывших владений. Вытеснив воинственных скифов из пределов Европы, сарматы расселились в 1 веке до н. э. от среднего Дуная на Западе до Яика и даже до Эмбы на Востоке. Бывшая Скифия стала называться Сарматией. Воюя и жестоко расправляясь с племенами скифов, сарматы успели тем не менее перенять от них художественный "звериный стиль" и применить его для отделки своих изделий, хотя и не сумели подняться до высот скифских мастеров. На территории современной Башкирии, недалеко от Уфы, в захоронениях сарматов найдены многочисленные золотые украшения, выполненные в самой простой технике, но с отделкой фигурками птиц и животных. Многие из них, так же, как и лучшие образцы скифского золота, хранятся в Государственном Эрмитаже.
Аланы Карта Поволжья в середине 2 века н. э. Осетинка – потомок древних аланов. В конце 2 века до нашей эры у сарматов складываются крупные племенные союзы во главе с наиболее могущественными воинами-вождями. Среди них начинает выделяться особенно сильное племя аланов. Еще в начале этого века восточная граница союза сарматских племен возглавлялась аланами. Наступившая длительная засуха заставила их отступить на запад, сначала за Каспий, а за тем и на Волгу. Теперь в конце века граница аланов вновь достигает Прикаспийской равнины. Аммиан Марцеллин писал об аланах так: "Постоянно ослабив соседние племена частыми над ними победами, они стянули их под одно родовое имя и государство "Аланья". Культура их была продолжением скифской. В бою аланы применяли сарматскую тактику ближнего боя. Всадники в чешуйчатой броне, с длинными копьями на цепочках, прикрепленных к шее коня, бросались в атаку и сокрушали даже римские легионы - лучшую пехоту 3 века. Сармато-аланы поддерживали связь с Хорезмом, совершали походы в Закавказье и на Дунай. На берегах Дуная их называли роксаланы, то есть "блестящие" или "сияющие". Отдельная группа сарматских племен после удачных военных походов осела на Дунае и постоянно нападала на Римскую империю. Аланы 200 лет воевали не зная перерыва. Около 155 года нашей эры аланов внезапно оттеснили от восточных границ на запад, на Волгу, хунны. Гонимые от границ Монголии, они неожиданно появились в низовьях Волги, но вскоре сами затерялись среди новых племен и соседей, и аланы на 200 лет о них забыли. Хунны под новым именем "гунны" снова появились на арене военных действий в 350 году и к 370 году разгромили аланов. После этого часть алан смешалась с другими народами: турками, славянами, часть ушла в другие земли. Их потомками стали осетины на Северном Кавказе.
Хунны и гунны на Волге и в Европе Во 2 веке нашей эры "неукратимые" хунны, гонимые китайскими поработителями с исконных монгольских степей, достигли низовьев Волги и оттеснили на запад, на Волгу, аланов. Немного ранее они сделали пристанище в Зауралье, на землях угорских племен. О приходе хуннов в Прикаспий (около 160 г) упомянул географ Дионисий Периегета, а в гг. - Птолемей. Наступающая длительная засуха заставила аланов покинуть свои восточные границы и побережье Нижней и Средней Волги. Освободившиеся земли тут же заняли хунны и угры, ставшие кочевать совместно. Оба рода племен занялись и пастбищным скотоводством, и охотой. Хунны умели изготавливать бронзовые орудия труда и украшать их скифскими "звериными" узорами. 200 лет ( с 158 по 350 г ) хунны и угры мирно прожили на Волге в близком соседстве с сарматами, булгарами и суварами, занимая пространства от Каспия до Ледовитого океана. Они настолько сблизились и изменились, что когда наступила пора дальних военных походов в Европу, с берегов Волги двинулись не хунны и угры, а потомки и тех и других - гунны, превратившиеся в особый, новый этнос. Через 200 лет, в 350 г на свои земли в Прикаспий решили вернуться аланы, их то и встретили воинственные отряды гуннов. Так началась в 350 или в 360 г гунно - аланская война., Она закончилась победой гуннов в 370 году. С.Н.Юхтар. Западногунский воин
Гунны 93 года вели непрерывную войну, их военные успехи хорошо знала Европа. В 400 г., вступив в войну с восточными готами, гунны отогнали их на запад, вторглись в пределы Восточной Римской империи и дошли до ее столицы Константинополя. Только через несколько лет император Феодосий смог нанести гуннам тяжелое поражение. В 30-е гг. 5 в. основное ядро гуннов обосновалось на Дунае, в Пантононии. Гуннский вождь Аттила, правивший в гг. создал "державу гуннов". Ее войска не раз совершали походы в Восточную и Западную римские империи. В этих походах участвовали также булгарские и суварские воины. В гуннской державе происходило смешение не только племен: гуннов, булгар, угров, сарматов, аланов, но и разных племен и народов Южной и Западной Европы. Знаменитый вождь Аттила был грозным и умелым полководцем, его боялись враги, перед ним трепетали подданные, он умел держать своих воинов в строгом подчинении. После его смерти (453 г.) держава гуннов распалась: одна часть расселилась на Дунае, другая - в Приазовье и на Северном Кавказе ( стала предками прикавказских аланов). Потомки гуннов на Волге вошли в состав булгар и антов (славян), поволжских угров, что породило этнос чувашей. Но этническая система самих гуннов не только распалась, но и перестала существовать. С.Н.Юхтар.Знатный белый гунн – сувар (потомок чувашей)
Распад Великой Булгарии. В.Агеев. Котраг и Аспарух. Хан Кубрат сумел объединить племена булгар, сувар, аланов и других в единый союз, который получил название Великой Булгарии. Произошло это событие в гг. 7 в. Столицей нового союза стала Фаногория на полуострове Тамань. Разрушенный ранее, в 4 веке, гуннами, город был заново восстановлен булгарами. Украинским археологам удалось найти клад, в котором оказались личные вещи хана Кубрата - серебряная амфора и золотые перстни с его ханской монограммой, они были обнаружены на Украине, в Перещепинском кладе. В 660 г. правление хана Кубрата закончилось, видимо с его кончиной. ( В некоторых источниках сохранились сведения о том, что он оставался ханом Великой Булгрии и во времена правления императора Константина Четвертого ( ). Перед своей смертью мудрый хан КУБРАТ ЗАВЕЩАЛ СВОИМ ПЯТИ СЫНОВЬЯМ НЕ РАССТАВАТЬСЯ друг с другом и не покидать родину. Сыновья не последовали заветам своего отца, вскоре после смерти Кубрата они начали раздел Великой Булгарии, которую постепенно раскололи на 5 частей. ( По легенде Феофана ( ) и патриарха Никифора (829 г.). Старший сын Баян ( Батбай, Батбайлы) - владелец восточной части Булгарии, остался на прежних землях и подчинился хазарам. За это этих булгар прозвали "черными". В вв. под влиянием печенегов и кипчаков из этой части булгар вышли карачаевская и балкарская народности Северного Кавказа. Второй сын Котраг - владелец группы "серебряных" булгар в 70-е гг. 7 в. уводит своих подчиненных сначала в верховья Дона, где оседает напротив старшего брата, но быстро решает переместиться в Среднее Поволжье.
А.А.Агеев.Фанагория Здесь, на основе булгарских и местных племен, вскоре возникло первое государство на Волге - Волжская Булгария. Племя Аспаруха ( Исперека), теснимое хазарами, в 675 г. переходит Днепр и Днестр и оказывается сначала в области между Понтусом и Дунаем, а затем и за Дунаем в Мессии. Покорив племена местных славян, оно положило начало империи, которую средневековые источники назвали по имени воинственного тюркского рода Булгарией - минор, то есть Малой Булгарией. В течение 9-10 вв. небольшая по численности булгаро-тюркская верхушка была ассимилирована покоренными славянами. Аспарух правил новой империей всего около 4-х лет, он умер в 679 году. Четвертый сын, имя которого не сохранилось, ушел за Дунай, в Паннонию, попал в зависимость от паннонских авар и слился с этими племенами. Пятый осколок Великой Булгарии оказался на землях Италии и обосновался в Пентаполисе близ Равенны.
Волжская (Волго-Камская) Булгария В.Агеев. Хан Алмуш. Карта Волжской Булгарии. В конце 7 - начале 8 вв. полукочевые племена "серебряных" булгары и присоединившиеся к ним сувары расположились по обеим сторонам Средней Волги. В 8 в. возникает новый союз племен, в него входят: сувары, финно-угорские племена - предки марийцев, мордвы, удмуртов; часть огузо - язычных башкир и остатки именьковцев - славян. Так возникает на Волге первое государственное объединение племен - Волжская Булгария. Под влиянием оседлых племен и народов Среднего Поволжья в новом государстве начинают заниматься плужным земледелием, которое окончательно утверждается в вв. В конце четверти 10 века правителем Волжской Булгарии становится хан Алмуш ( Альмас) - сын Шилки. Он управляет своим царством в гг. По всей территории нового государства при нем начинают возводиться города и крепости. В гг. Булгарию на Волге посетил Ибн - Фадлан ( Ибн - Фацлан) - секретарь посольства Багдатского халифа Мухтадира. В письме к своему правителю секретарь посольства подробно описал быт, костюм, устройства жилищ булгар и других народов Поволжья. О жилищах волжских булгар он написал: " Все они живут в юртах, с той только разницей, что юрта царя очень большая, вмещающая тысячу душ и более, устланная армянскими коврами. У него в середине трон, покрытый византийской парчей". Ибн - Фадлан был свидетелем похорон руса - богатого купца, прибывшего с товарами в Булгарию, и подробно описал весь обряд этих не обычных, в его понятии, похорон.
Карта Волжской Булгарии Царь Алмуш через Ибн - Фадлана обращается к халифу Мухтадиру с просьбой прислать ему мастеров для постройки крепости и мечети. Можно предположить, что правители Волжской Булгарии, после принятия ими ислама в 922 г., начали возводить новые каменные строения: мечети, минареты, дворцы и мавзолеи. И им понадобились мастера - строители с Востока. До этого видимо чаще они приглашали мастеров из Византии, так как до 965 г. продолжая подчиняться хазарам и платя им дань, через них держали связь с Константинополем. г. Многие памятники каменного строительства вв. в Волжской Булгарии не сохранились, в результате многочисленных набегов татаро - монгол они были полностью уничтожены. Хотя историки считают, что большинство городов Булгарии в этот период времени были "деревянными", не имели каменных строений, а каменное зодчество получило развитие только в конце 13 века, остатки фундаментов в булгарских городах нашей Луки, доказывают обратное. Булгария укрепляла свои пограничные города и в вв., применяя камень и кирпич. До середины 12 в. столицей нового государства на Волге был город Булгар (Болгар), расположенный на левом берегу реки, а во второй половине 12 - начале 13 вв. столицей стал Биляр. По всей территории Волжской Булгарии к началу 13 в. было возведено множество городов и поселений, так как булгары окончательно перешли к оседлому образу жизни, начиная примерно с 8 века. После хана Алмуша Волжской Болгарией правили: Микаиль, Наср, Талиб, Мулин, Мулин Шамсун, Хайдар, Сагир, Бурадж, Ибрагим, Султан - Мурай, Ильгам - это последний царь, умерший или погибший в 1236
Хазары и кипчаки Исторически доказано, что на территории, оставленной болгарами в конце VI века, образовалось новое государство – Хазарское ханство. Неоспоримо и то, что хазары – народ тюркского происхождения. Пределы этого ханства простирались на юге до Кавказских гор, на западе до Днепра, на севере до болгарских границ. Только восточная граница до сего времени окончательно не выяснена. Большая часть Крыма также входила во владения хазар. Столицей этого ханства был город Итиль. Хотя в культурном отношении это государство уступало Болгарии, но, тем не менее, оно было довольно культурное. До VIII века хазары были шаманистами. В конце 8 века хан Булан принял караимство. Одновременно с этим было сильно распространено, как мусульманство, так и христианство. И в Хазарском ханстве была полная свобода религий. В X веке Хазарское ханство подверглось нашествию тюрков – печенегов, которые, разрушив это ханство, удалились на запад к Днепру. Не успели хазары оправиться, как появилась новая волна в лице тюрков-кипчаков, которые в XI веке окончательно разрушили Хазарское ханство и основались на его развалинах. Русские кипчаков называли половцами, а европейцы – куманами. Как печенеги, так и кипчаки вели кочевой образ жизни, а потому не могли создать своего государства. Религией у них был шаманизм. В 1224 году кипчакские земли были завоеваны военноначальниками Чингиз-хана. Таким образом, в первой половине XIII века вся территория Идель-Урала подпала под власть тюрко- монгпольского или тюрко-татарского ханства «Золотая Орда»
Среднее Поволжье в годы татаро-монгпольского нашествия Доспехи и оружие волжских булгар. С.Михайлов. В 1206 г. в Центральной Азии, в степях Монголии образовалась монголо- татарская держава. Ее правителем был провозглашен Чингизхан. В поисках источников обогащения, он в 1219 году приступил к завоеванию стран Азии и Европы. Покорив Сибирь и Северный Китай, Завоевав Среднюю Азию и Закавказье, он в 1223 г. вышел в степи Северного Кавказа. Здесь его встретило соединенное русско-половецкое ополчение. Произошло сражение на реке Калке, в котором татаро- монголы одержали убедительную победу. После битвы на Калке монголо-татары отправили пятитысячный отряд на Волгу в пределы Волжской Булгарии. В районе современной Сызрани булгарская армия, в основном конница, имеющая хорошее вооружение: мечи, сабли, луки со стрелами, топоры, ножи, кистени, булавы, копья, рогульки, кольчуги и шлемы, дала не просто отпор монголо-татарам, а заманила противника в засады и перебила. На булгарской земле стояло около 40 крепостей, поэтому вначале булгары сумели дать отпор монгольскому войску. Потерпев поражение, монголо-татары спустились вниз по Волге к городу Саксину. В 1229 и 1232 гг. булгары вновь отбили очередные набеги и наступления восточных кочевников.. В связи с опасностью, грозившей государству, Волжская Булгария заключила мир с Владимиро-Суздальским княжеством.
В 1236 г. огромная армия во главе с ханом Бату - Батыем, двинулась на булгар. Одним из самых первых городов, принявших на себя монгольскую орду из отборных и хорошо вооруженных полков, был пограничный, хорошо укрепленный Муромский городок, расположенный в центре Самарской Луки. Он героически оборонялся, погибли все его защитники, и, несмотря на упорное сопротивление, город был захвачен и полностью разрушен. После этого армия противника двинулась вглубь Булгарии. Несмотря на повсеместное сопротивление и героическую оборону крепостей, города Булгарии захватывались противником, грабились и разрушались. Булгария была на этот раз завоевана. За свое раннее сопротивление она дорого поплатилась- были разрушены города: Булгар, Джукетау, жестоко пострадали Керменчук и Сувар. В 1237 г. монгольские орды снова прошли через земли булгар, но на этот раз путь их лежал на запад, их целью было завоевание и покорение Руси. Им удалось, несмотря на отчаянное сопротивление русичей, захватить многие города и княжества Владимиро - Суздальской Руси. В гг. болгары под руководством князей Баяна и Джику восстали против жестоких завоевателей. В 1241 г. татаро-монголы расправились с восставшими и вторично завоевали булгарскую землю. С.Юхтар. Монгольское кочевье.
Золотая Орда Золотая Орда и её распад Первым ханом золотой орды был внук Чингиз - хана, Батый, который царствовал 31 год. Золотая Орда стала самостоятельной при хане Берке ( г), после того как началась междоусобица в Монгольской империи и она распалась на отдельные ханства. С момента отделения Золотая Орда подпадает под влияние болгар. Она чеканит собственные монеты, которые первое время чеканятся в Болгаре. Хотя ханство было создано монголами, но в нем монголами были только ханы и часть аристократии. Основная же масса состояла из болгар, хазар, кипчаков и др. тюрков. Даже 600-тысячное войско Батыя, с которым он явился в Восточную Европу, состояло, главным образом, из тюрков. В этом войске самих монголов было всего 60 тысяч. Ввиду того, что тюрки были гораздо культурнее монголов, сами монголы вскоре были отюрчены и начали говорить на тюркском языке. Вскоре тюркский язык стал официальным языком государства. На этом языке писались впоследствии все законы Золотой Орды. Первым из ханов Золотой орды принял ислам Берке –Хан в 1261 году, но широкое распространение ислама среди населения произошло только в первой половине XIV века. В Золотой Орде все религии пользовались одинаковой свободой. По законам Чингиз-Хана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов. Столицей Золотой Орды был город Сарай. К первой половине XIV века Золотая Орда достигла мирового значения. Однако с 1359 года она начинает клониться к упадку, ибо с этого времени начинаются междоусобицы, борьба за власть. В течение 250-летнего существования Золотая Орда имела 50 ханов.
Причиной упадка и разложения Золотой Орды были не только междоусобицы; пожалуй, в этом не меньшую роль сыграло открытие в 15 веке морского пути в Индию и взятие Константинополя и проливов тюрками- сельджуками, затруднившие торговые сношения Золотой Орды с Венецией и Генуей. Тяжелым положением и слабостью Золотой Орды, прежде всего воспользовалось Московское государство. В несколько сражений Москва победила Золотую орду и несколько раз разграбила и сжигала столицу - город Сарай. Не имея сил противостоять своим врагам, в конце 15 века Золотая Орда окончательно развалилась. После развала Золотой Орды, на территории Идель-Урала образовались три государства: Астраханское, Ногайская Орда, и Казанское.
Половцы на Средней Волге Воин - кочевник. На всаднике и его лошади - стёганые накидки с нашитыми на них металлическими пластинами. В вв. в Среднем Поволжье образовывались стоянки Золотой Орды, вблизи их располагались обычно поселения в основном ремесленников: гончаров, металлургов, ювелиров. Были они в основном сельского типа, чаще всего в лесистой местности. В степных же просторах Поволжья обитали половцы, ногайцы, калмыки и другие кочевники. Часть половцев проникала в мусульманскую городскую среду и там оседала. В Золотой Орде был широко распространен половецкий язык. Половцы оставались преимущественно кочевниками, они поддерживали связь с городами и поселками, только потому, что им необходимы были ремесленные изделия: оружие, предметы конской сбруи, бронзовые зеркала, украшения, ткани и т.д. Половцы - кочевники тюркского происхождения. Появились они в Северном Причерноморье в середине 11 века, потеснив тюрков и печенегов. Оттуда осуществляли систематическое нападение на земли русичей. Оказавшись в 13 веке на землях Среднего Поволжья половцы, сохранили свои обычаи и обряды. Так у них сохранился до 15 века курганный обряд погребения. В среднем Поволжье у села Гвардейцы, Борского района два кургана с захоронениями половцев.
Ногайская Орда Карта Ногайской Орды. Ослабленных татар потеснила Ногайская Орда, которая стала кочевать на левобережье, по рекам Самара и Сок, доходя до Луки и Усы. Впоследствии ногайцы становятся сначала вассалами, а затем союзниками Московского государства. Это привлекает новые волны вольных переселенцев и казаков в наши края, с которыми ногайские племена мирно уживаются, а часто и вместе разбойничают в казацких отрядах г. - Образование Мангытского юрта князя Едигея, а затем Ногайской Орды. Ногайские татары завершили полное опустошение Булгарской земли. За 80 лет, с 1399 г. - начала междоусобицы в Золотой Орде, по 1438 г. - возникновения Казанского ханства, на территории нынешних Самарской, Симбирской, Пензенской областей, районов Татарстана, части Чувашии были стерты с лица земли и превращены в пепелища около 2000 городов и селений. Все эти территории усиленно превращались в "дикое поле"- то есть в районы летних кочевий ногайских татар и калмыков. При этом сами народы: булгаро - чуваши, булгаро-татары и другие этносы, оказались на грани исчезновения. Особенно пострадали чуваши, не менее трех четвертей населения этой народности Поволжья было истреблено. 1 половина 15 века, Золотая Орда распалась. В течение 40 лет ( гг.) от нее отделились Симбирское, Крымское, Узбекское ханства, Ногайская Орда и Большая Орда, а также Крымское ханство
В составе Казанского и Астраханского ханства Татарские ханства на Волге 15 в. Казанская губерния в начале 18 в. В 1430 г. в Среднее Поволжье прибыло войско бывшего золотоордынского хана Улу - Мухаммеда, который провозгласил создание ханства с центром в Казани. Основой установившегося режима явилась кыпчакско-татарская знать. В составе ханства оказались и булгары, и чуваши. Южная граница Казанского ханства проходила по нашей Луке. К югу от нее землями степного Заволжья, в основном пастбищами, владели ханы Ногайской Орды. Их владения граничили с Астраханским ханством, расположенным в низовьях Волги. В 1552 и 1556 гг. московский царь Иван Грозный завоевал и присоединил к России и Казанское, и Астраханское ханства. Начался процесс активной колонизации края. На новых землях по указанию Ивана Грозного строятся города и крепости, возводится пограничная засечная линия. На свободные земли Поволжья устремляются народы: мордва, чуваши, татары, русские. Край быстро и активно обживается. Территория нашего региона попеременно относится под управление то Казанской, то Астраханской губернии, граница между которыми проходит как раз по Самарской Луке. Край разделяется и находится в разном подчинении, несколько раз изменяются границы владений, сменяются воеводы, губернаторы, землевладельцы: Древнейший и древний периоды развития нашего края заканчиваются к началу 18 века, но на его землях продолжают активно протекать многие исторические события, благодаря которым наш край остается в центре внимания всей России. В 1708 г. по указу Петра 1 все Средние и Нижнее Поволжье вошло в состав Казанской губернии.
Идель – Урал (Волго – Урал) под русским игом Насильное крещение татар русскими миссионерами. Борьба за самостоятельность Началась колонизация. В 1555 г была учреждена новая епархия, во главе которой был поставлен епископ Гурий со светскими широкими полномочиями; началась христианизация, разрушение мечетей, школ и постройка на их месте церквей и монастырей. Все дома, дворцы, земли, покинутые прежними хозяевами, были розданы русским. Часть татар была насильно переселена, часть насильно крестили. Политика разрушения, притеснения, унижения и угнетения татар шло практически со стороны всех царей. Исключением была немногочисленная группа мурз московской ориентации, которая на некоторое время была оставлена вне репрессий. Часть русского крестьянства пришла по принуждению Москвы, т.е. была насильно переселена, а другая часть состояла из беглых крепостных крестьян, которые в этой новой «земле казанской» получали 10-летнюю волю. Вместе с русским крестьянством приходило на землю «поганых басурман» громадное количество православного духовенства (как белое так и черное), которое далеко было от «непротивления злу», с оружием в руках устанавливая православие. тюрко – татары в это время входят в контакт с поляками и стремятся вернуть свою самостоятельность Казанское ханство фактически отделяется от Москвы, причем Казань, как столица ханства, в 1612 году возвращает свою самостоятельность.
Отчаянное сопротивление тюрко-татар и стремление их к самостоятельности убедили Москву в невозможности покорения края только силой оружия. Вот почему на Земский собор 1613 года были приглашены и представители казанцев, которыми на московский трон выдвигается кандидатура нескольких принцев из рода казанских ханов. Все восточные дела ведутся через тюрко – татар. Они сознательно стремятся воспользоваться этой возможностью и стараются захватить в свои руки командные посты. Благодаря этому в очень короткое время в самой России создается большой и сильный класс богатых тюркско – татарских мурз и помещиков.
Краткий очерк этнической истории татар Выше мы упоминали, что болгары, потерявшие свою самостоятельность и попавшие под власть Золотой Орды, позднее выступают под новым наименованием «казанских татар». С первых дней возникновения Казанского ханства русские начали называть казанское ханство – «Татарским ханством» или «Ханством казанских татар». «Название татар (официальное со стороны русских название населения Золотой Орды) по отношению населения Волжско – Камского края начинает применяться русскими лишь с того момента, когда после организации казанского ханства и блестящих побед этого ханства над русскими, казанские татары заслонили собой настоящих татар Золотой Орды, и все прежние отношения, которые были выработаны по отношению к Золотой Орде, были перенесены на Казанское ханство и его население». Живущие там финские племена называют их не татарами, а по прежнему «болгарами». Мари до сих пор называют татар «суас», а вотяки-«бигер»,т.е. болгар». «Татары же себя никогда не называли этим именем, а наоборот, казанские татары это название считали обидной кличкой» (Воробьев. «Материальная культура казанских татар»)». Почему и откуда получилось это наименование? В современной исторической, лингвистической литературе приводятся десятки вариантов и версий происхождения этнонима «татары». Слово «татары» - персидского или тюркского происхождения, оно состоит из двух частей: «ар,ир» - мужчина, народ и «тат» - чужак; отсюда производное «чужой человек, чужие люди, люди чужого племени». «Тур»или «Ар» - народ стрелков. Чингизхана звали потрясателем Вселенной. Возможно, название произошло от татарских слов «Тетрэту» - сотрясать, сотрясаться, т.е. «татары - сотрясающие, вселяющие страх». «Тат» (иранское) – употреблялось в значении «Чужеземец, иноплеменник» По-монгольски слово «татар» обозначает «мелководье».
Этноним «татары» исторически закрепилось за тюркоязычным населением Поволжско – Приуральской историко - этногрфической области, Крыма, Западной Сибири и за тюркским по происхождению, но потерявшим свой родной язык татарским населением Литвы. Само название «татары» является основным для всех групп, образующих татарскую этническую общность. В то же время у всех групп татар имелись и локальные самоназвания: у волгл- уральских татар-мишар, типтяр, кряшен, нагайбак и др. Во второй половине 19 – начале 20 века произошла консолидация средневолжско-приуральских, астраханских и сибирских татар в новую этническую общность – татарскую нацию. Ядром нации в силу своей многочисленности и социально-экономической, а также культурной продвинутости стали татары Волго-Уральского региона. Самостоятельной этнической общностью до начала XX века являлись литовские татары, а крымские татары являются и сейчас. В антропологическом отношении среди татар преобладают представители большой европеоидной расы. Среди волго-уральских татар представлен темный европеоидный тип (около 40% казанских татар, до 60% мишарей, 15% кряшен); вторым по распространенности является светлый европеоидный тип, характерный для 20% казанских татар и мишарей, 44% кряшен. Довольно широко, особенно у кряшен (34%), предствлен сублапаноидный (уральский) тип. Монголоидный компонент (южносибирского типа) среди волго-уральских татар составляет около 14%, но среди сибирских и астраханских татар его больше. Народно – разговорный язык делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанский-татарский и восточный (сибирско – татарский). Литературный татарский язык сформировался на основе среднего (казанско – татарского) диалекта, но при заметном участии западного (мишарского) диалекта. Период с 1905 по 1917 гг. является эпохой национального возрождения татар, когда бурное развитие получило книгопечатание – татары вышли в России на одно из первых мест – национальная периодика, театр и т.д. Письменность с 10 в по 1927 г. функционировала на основе арабской графики, а с гг. – на русской графической основе. Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен, обращенных насильственно вв вв. в православие, - мусульмане – сунниты. Религиозный центр татар-мусульман в г.Уфе.
Заключение Татары - древнейший и второй по величине народ Российской Федерации. Составляя основное население республики Татарстан, они расселены и во многих других районах страны: Башкортостане, Челябинской, Астраханской, Пермской, Свердловской, Оренбургской, Самарской областях, на юге Сибири и Дальнем Востоке, Казахстане и Средней Азии. Татары широко расселены как в России, государствах СНГ и Балтии, так и в других странах мира. Одной из этнографических групп татар являются мишари, живущие как на правом так и на левом берегах Средней Волги, в Татарстане, а также в поволжских областях. С казанскими татарами генетически связаны кряшены, принудительно обращенные в христианство в веках. Восточная мудрость гласит: «Кто не знает истории прошлого, тот не поймет историю сегодняшнюю и не будет иметь представление о будущем». Объективность, историческая правда, освобождение от идеологических пут необходимы всем, чтобы идти в будущее России твердой поступью, с оптимизмом, и извлекакя поучительные уроки из нашей истории и укрепляя добрососедские отношения между народами.
Список литературы 1. Гаяз Исхаки. «Идель - Урал». Издательство «Калаз» 1993 г. Набережные Челны. 2. А.Г. Хасьянов, Д.Ю.Гатин. «Задачник истории татарского народа».Самара Гаяз Исхаки. «Темные закоулки Российской истории». Издательство «Калаз» 1993 г. Набережные Челны. 4. «Народы России».Москва. Издательство «Росмэн» А.Х.Халиков. «Происхождение татарского народа».Казань.1978 г. 6. В.В.Бартольд. «Татары» собрание сочинений в 9 томах. «Просвещение».1980 г. Москва