ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Содержательный раздел Программы включает в себя описание образовательной деятельности, представленной в пяти образовательных областях: -социально-коммуникативное развитие -познавательное развитие -речевое развитие -художественно-эстетическое развитие - физическое развитие Образовательная область цель задачи направления формы методы средства
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Задачи - Овладение речью как средством общения - Обогащение активного словаря - Употребление в речи слов с этнокультурным значением - Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха - Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической - Развитие речевого творчества - Знакомство с книжной культурой, детской литературой, литературой башкирских писателей, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы - Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучению грамоте Основные направления работы - Развитие словаря: освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуации, в которой происходит общение - Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков, родной речи и произношения - Формирование грамматического строя речи: морфология (изменение слов по родам, числам и падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование - Развитие связной речи: диалогическая (разговорная речь), монологическая (рассказывание) - Воспитание любви и интересов к художественному слову - Формирование элементарного осознания явления языка и речи (различение звука и слова, нахождение место звука в слове) Принципы развития речи - Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития - Принцип развития языкового чутья - Принцип формирования элементарного осознания явления языка - Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи - Принцип обогащения мотивации речевой деятельности - Принцип обеспечения активной языковой практики Средства развития речи - Общение взрослых и детей - Культурно-языковая среда - Обучение родной речи на занятиях - Художественная литература - Изобразительное искусство, музыка, театр - Занятия по другим разделам Программы Классификация методов развития речи - Наглядные (наблюдения в природе, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) - Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал) - Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения) Приемы развития речи - Словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание оценка детской речи, вопрос) - Наглядные (показ иллюстративного материала, показ положений органов артикуляции при обучении правильному произношению) - Игровые (игровое, сюжетное, событийное развертывание, игровые, проблемно-практические ситуации, игра-драматизация, ролевые обучающие игры, дидактические игры)
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой (логопункт) Цель Задачи Особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья Принципы организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья Коррекционные программы и методические пособия:
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Приоритетное направление работы ДОУ направление цель задачи методы и приемы программы, технологии, методические рекомендации + Региональный компонент цель задачи принципы работы содержание работы перечень технологий, методических рекомендаций
Способы и направления поддержки детской инициативы (О.А. Скоролупова стр.123) Психолого-педагогические условия реализации программы Приоритетные сферы инициативы 3-4 года - приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность 4-5 лет - приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира 5-6 лет - приоритетная сфера инициативы – внеситуативно- личностное общение 6-8 лет - приоритетная сфера инициативы – научение
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Принципы Задачи Формы сотрудничества Консультирование родителей Общие и групповые родительские собрания Привлечение родителей к проведению праздников, досугов Проведение «круглых столов» Дни открытых дверей Анкетирование Индивидуальные беседы Проведение открытых просмотров для родителей