Логопед Федорова С.П. МОУ СОШ 26
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов основанное на связи между их зрительными образами. Акустическими и речедвигательными ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА Извлечение его смысла, содержания
ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ЧТЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ Достаточное развитие пространственных представлений Сформированность зрительного анализа, синтеза и мнезиса Сформированност ь устной речи. Её фонетико- фонематической стороны
* Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких-глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв (Х-Ж),(П-Н), (З-В) и др. * Побуквенное чтение –нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочерёдно. * Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавления, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
Нарушения понимания проявляющиеся на уровне отдельного слова, предложения и текста при сохранности техники чтения. Аграмматизм при чтении, проявляющийся на аналитико-синтетической и синтетической ступенях овладения навыком чтения
Формируют: интерес к процессу чтения; снимают эмоциональное напряжение и тревожность; «шлифуют» компоненты чтения: строгий побуквенный анализ, прогнозирование, опирающееся на смысл; быстрое различение похожих по написанию слов и букв, чёткие глазодвигательные и речедвигательные операции,
Тренировку вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функции чтения Устойчивость внимания, зрительную и слуховую память на слова
* Проводить ежедневно, допустимы варианты через день и два раза в день. * Максимальная продолжительность занятия – 30 минут, минимальная минут. * Срок проведения занятий, обеспечивающий заметный положительный результат,- от трёх до семи недель.
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово, оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение уводит ребенка от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает тонкость движений глаз и является под готовительным для последующих упражнений.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков, и тормозит «всплывание» привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок «зеркального» чтения (когда, например, слово шар читается как раш и ребенок не замечает ошибки; теперь же, «прощупав своими руками» и прямой, и обратный порядок слов и четко осознав их различие благодаря переводу обратного чтения из ранга случайной операции в ранг осознанного целена правленного действия, ребенок допускать их уже не будет).
Поочередное чтение слов нормально и наоборот.
Чтение только второй половины слов. Чтение «зашумленных» слов. Чтение пунктирно написанных слов Чтение наложенных друг на друга слов. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. Классификация слов на группы. Отделение слов от псевдослов. Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном. Поиск в тексте заданных слов. Чтение перевернутого текста Классификация карточек со сходными псевдословами. Восполнение пропусков слов в предложении. Восполнение пропусков букв в словах. Складывание слов из половинок и другие.
Маша ела кашу.
Маша ела кашу,
Маша ела кашу.
Формируют различные операции и способности, являющимися составными частями навыка чтения Обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы Тренинг – это преодоление трудностей с чтением
СПАСИБО