Методический семинар Нетрадиционная форма урока : замысел, организация, анализ
Что такое урок ? Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не все, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. М. Скаткин.
Пирамида обучаемости учащихся ( результаты исследований ) Лекция - монолог – 5% Чтение ( самостоятельное )-10% Аудио - видеообучение – 20% Показ ( демонстрация )- 30% Дискуссионная группа ( обсуждение учебного материала в малой группе )-50% Практика в процессе деятельности – 75% Обучение других ( ребенок обучает ребенка )-90%.
Основные требования к современному уроку Дидактические : чёткое определение места урока среди других уроков, соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся, учёт принципов целостного педагогического процесса, выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения, наличие межпредметных связей.
Основные требования к современному уроку Воспитательные и развивающие : формирование памяти, внимания и мышления школьников, воспитание нравственных качеств личности, развитие познавательного интереса и мотивов, соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения, развитие творческих способностей, создание проблемной ситуации.
Основные требования к современному уроку Организационные : наличие продуманного плана проведения урока, чёткость проведения урока ( в соответствии со структурой урока ), создание рабочей дисциплины, использование средств обучения и информационных технологий, завершённость урока, его гибкость и подвижность.
Нестандартный урок НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме состоит из четырех этапов : 1. Замысел 2. Организация 3. Проведение 4. Анализ
Замысел Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие : определение временных рамок ; определение темы урока ; определение типа урока ; выбор класса ; выбор нетрадиционной формы урока ; выбор форм учебной работы.
Проведение В процессе проведения урока организуется индивидуальная или групповая работа учащихся. Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося ( или группы ) все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса ( например, темпа работы ), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.
Анализ Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы : что получилось, а что нет ; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы ; взгляд « назад », помогающий сделать выводы на будущее.
Типы нестандартных уроков 1. Уроки в форме соревнований и игр : конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. п. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике : исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т п. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала : урок мудрости, откровение, урок - блок и т. п.
Типы нестандартных уроков 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения : пресс - конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, " живая газета ", устный журнал и т. п. 5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций : следствие, патентное бюро, ученый совет и т. п. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий : заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулка и т. п.
Типы нестандартных уроков 7. Уроки, опирающиеся на фантазию : урок - сказка, урок - сюрприз и т. п. 8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы : " следствие ведут знатоки ", спектакль, " брейн - ринг ", диспут и т. п. 9. Интегрированные уроки. 10. Трансформация традиционных способов организации урока : лекция - парадокс, парный опрос, экспресс - опрос, урок – защита оценки, урок - консультация, урок - практикум, урок - семинар и т. п.
Типы уроков Уроки изучения нового учебного материала Уроки совершенствования ЗУН Уроки обобщения и систематизации Комбинированные уроки Уроки контроля и коррекции ЗУН.
Уроки изучения нового материала Цель урока : изучение новых знаний и первичное их закрепление. Вид урока : лекция, урок с элементами беседы, лекция с элементами презентации, урок конференция, экскурсия, исследовательская работа.
Уроки совершенствования ЗУН Цель урока : вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Вид урока : практикум, экскурсия, лабораторная работа, деловая игра, урок дискуссия.
Уроки обобщения и систематизации Цель урока : обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся. Вид урока : семинары, конференция, обобщённый урок, урок собеседование, урок дискуссия, диспут. Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала
Урок контроля и коррекции ЗУН Цель урока : определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности. Вид урока : зачёт, экзамен, контрольная работа
Комбинированный ( смешанный ) урок Цель урока : выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия. Вид урока : практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция
Творческие принципы нестандартных уроков Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального типа урока. Поддержка альтернативности мнений. Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, ощущение эмоционального удовлетворения. « Скрытая » дифференциация учащихся по ученым возможностям, интересам, способностям. Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.
Рекомендации проведения нестандартного урока Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся ; Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения ; Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания ; При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся ; При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом « с детьми и для детей », ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.