ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ Психологическая коррекция
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением
Агрессивные действия выступают в качестве : Средства достижения какой - либо значимой цели. Способа психологической разрядки. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.
Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение : недостаточное развитие интеллекта ; сниженная самооценка ; низкий уровень самоконтроля ; неразвитость коммуникативных навыков ; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин ( травмы, болезни и пр.).
« Агрессия » и « агрессивность » В современной психологии различают эти понятия. Первое обычно рассматривают как отдельные действия, поступки, Второе как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Формирование детской агрессивности Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Многое зависит от реакции взрослых : они могут мгновенно выполнять все требования родного чада ( особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки ), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.
« Волчье » мировосприятие Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ними. приписывание враждебных намерений окружающим внутренняя изоляция невозможность видеть мир другого человека
Подростковая агрессивность Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами : проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму … прятать и подавлять, становиться послушным пай - мальчиком ( девочкой ), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.
Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков : Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности. Органические поражения головного мозга травмы, менингиты и т. п. Отношение взрослых школы и, главное, родителей.
Родители способствуют двумя основными способами : Эмоциональное отвержение. Родители либо считают, что дети выросли и должны решать СВОИ проблемы самостоятельно, либо когда « переживают вторую молодость » и занимаются устройством своих личных дел. Ужесточение контроля. Родители ( чаще мамы и бабушки ) стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка.
Важно учитывать, что … Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, учителей, психологов и других специалистов. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот Перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до более молодых ребят ( тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно ).
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Эффект коррекционной работы обычно определяют следующие факторы : Установка ребёнка и семьи на помощь специалиста. Характерологические особенности ребенка. Возможность эмоционального отреагирования агрессивных реакций. Возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения.
Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными методами по следующим направлениям : Игра ( наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста ). Творческое самовыражение ( рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности ). Сублимирование агрессии в спорт : подростков целесообразно приобщать к групповым видам спорта ( футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высоко агрессивные индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате, нежелательны. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.
1. Отношения между специалистом и ребёнком На всех этапах совместной работы поведение специалиста является ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении ребенка, а его личность основным « инструментом » в его профессиональной деятельности. С первого же этапа специалист стремится создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия. Он должен наладить с ребенком теплые, дружественные ( с подростком партнерские ) отношения, но при этом сохранить определенную дистанцию с ним.
2. Формирование системы самоограничений и самодисциплины, то есть внутреннего контроля. Начинатся с момента, когда фигура специалиста становится для ребенка значимой. Это проявляется в том, что он начинает обращаться к психологу за советом, помощью или с предложениями по своим проблемам. В процессе бесед и других коррекционных процедур ребёнок усваивает нормы и ценности, предлагаемые специалистом, и они становятся частью его личности. Свидетельством становления внутреннего контроля становится то, что ребенок / подросток начинает руководствоваться само одобрением или самоосуждением.
Организация индивидуальной психокоррекционной работы Принципы индивидуальной работы Алгоритм психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками 1. Выявление причин агрессивности ребенка 1. Вхождение в контакт с ребёнком, и создание у него чувства доверия к специалисту 2. Согласование необходимости проведения коррекции с родителями ребенка, обеспечение необходимой помощи с их стороны 2. Достижение эмоционального отреагирования агрессии и успокоение ребёнка 3. Выбор техник в зависимости от возраста и возможностей ребёнка, проявлений агрессивности 3. Устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других 4. Построение работы с ребёнком на паритетности отношений, независимо от его возраста 4. Выработка и закрепление навыков адаптивного поведения