Перспективы развития образования до 2030 года А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» 18 октября 2014 Как работают и почему не работают институты в образовании
Образовательные институты и концепции Государство Стандарты, единая система оценки качества, централизованный источник знаний. Общественно-профессиональный Профессиональные стандарты и соглашения. Система оценки качества, открытые источники знаний. Индивидуальный Развитие личных навыков и компетенций. Обучение по индивидуальному плану развития. Ориентация на запросы экономики, общества.
Использованы материалы опроса, посвященному перспективам развития образования до 2030 года, в котором приняли участие 645 экспертов-представителей международного сообщества WISE (2014 г.)
1-место ОНЛАЙН-контент 2-е место Традиционное образование 3-е место Социальная среда 4-е место Рабочее место 5 Культурные организации Почти половина респондентов думают, что самым важным источником знаний будет онлайн контент ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ
ВИДЫ НАВЫКОВ Академические знания Ноу-хау и практические навыки В 2030 году большое значение будут иметь личные навыки Личные навыки
В 2030 году большое значение будут иметь личные навыки ВИДЫ НАВЫКОВ Дипломы образовательных учреждений Сертификаты компаний Отзывы сверстников, коллег
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ Роль учителя будет сводиться к организации индивидуальной схемы обучения для учащегося. Направлять и наставлять учащихся Давать знания Оценивать работу учащегося онлайн
ВИДЫ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ Большинство специалистов полагают учебные материалы станут более индивидуализированными, ориентированными на каждого конкретного учащегося. Более индивидуализированные и персонализированные учебные материалы Согласованные и стандартизированные учебные материалы
КАКИМ БУДЕТ ЯЗЫК ОБРАЗОВАНИЯ? 65% специалистов считают язык образования перестанет носить местный или национальный характер. Глобальный язык Региональный язык Родной и национальный язык
РОЛЬ БОЛЬШИХ ДАННЫХ 88% специалистов соглашаются с тем, что системы больших данных будут играть в образовании значимую роль. Не будет ни полезным, ни опасным Может привести к негативным последствиям полезный инструмент для построения образовательного сообщества.
КТО ПЛАТИТ? 70% респондентов полагают, что государство перестанет быть основным источником финансирования образования. Частные компании Родители, семья Государство
ШКОЛА «Школа как глобальная сеть коммуникаций, в которой узлами являются классы» При развитии интерактивных технологий обучения что школа станет более открытой для коллективного взаимодействия и сотрудничества. Активность взаимодействия и сотрудничества будет повышаться за счет использования онлайн-ресурсов и инновационных технологий, которые поддерживают сетевое общение между сверстниками подобно общению в традиционных социальных сетях. Использованы материалы опроса, посвященному перспективам развития образования до 2030 года, в котором приняли участие 645 экспертов-представителей международного сообщества WISE (2014 г.)
ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ Кто будет давать знания? 43% контент, предоставленный в облачных ресурсах образовательных, культурных, частных компаний станет наиболее важным источником знаний 29% в качестве основного источника знаний сохраниться традиционное образование 13% отдали предпочтение внешним факторам, связанным с социальной и личной средой, и 3% культурные организации. Использованы материалы опроса, посвященному перспективам развития образования до 2030 года, в котором приняли участие 645 экспертов-представителей международного сообщества WISE (2014 г.)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Индивидуализация учебных планов 83% учебные планы станут более индивидуализированными и будут удовлетворять потребности каждого конкретного учащегося, и что при этом процесс обучения приобретет более коллективный характер. 17% сохранятся стандартизированные учебные материалы
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ Роль учителя будет сводиться к организации индивидуальной схемы обучения для учащегося и трансформируется в роль «организатора обучения» (73%) 19% учитель продолжит передавать знания 8% будет оценивать работу учащегося в онлайн-формате
КОМПЕТЕНЦИИ, НАВЫКИ « Академические знания утратят свою ценность» 75% считают, что самыми важными достоинствами учащихся в 2030 году будут их личные качества, например, коммуникативные навыки, умение принимать взвешенные решения или эффективно распоряжаться временем, владение 2+ иностранными языками, кросс-культурные компетенции 59% фундаментальное значение будут иметь ноу-хау и практические навыки 42% будут иметь академические знания
СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ Конкуренция дипломов ОУ с оценкой академических навыков и сертификатов, выданных компаниями Дипломы образовательных учреждений Сертификаты компаний, массовых открытых образовательных систем Отзывы сверстников, коллег
ФИНАНСИРОВАНИЕ Кто будет платить 70% государство перестанет быть основным источником финансирования образования Образование будет финансироваться преимущественно из семейного бюджета (43%) или компаниями-спонсорами (27%).
ИННОВАЦИИ в ОБРАЗОВАНИИ Технологические. Социальные. Педагогические.
Социально-педагогические Новые практики, подходы Социальной и педагогической инновацией может быть отказ от традиционного деления детей по возрастам. Педтехнологии Перевернутый класс, смешанное обучение Развитие социальных сред и пространств Городских, сетевых, культурных, образовательных
Технологические Технологии Системы Больших данных. 51% респондентов считают, что системы больших данных кардинально изменят природу образования, и 44% полагают, что изменения, обусловленные системами больших данных, будут постепенными Устройства Персональные, мобильные, «гибкие» Виртуальные среды Виртуальные лаборатории Облачные технологии Контент доступный 24*365
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ которые уже повлияли на технологии в образовании 1.Интерактивные, сенсорные панели: парты, стены, гибкие дисплеи 2. Повсеместный мобильный интернет, облачные технологии 3.BYOD: персональное устройство для каждого учащегося 4. Цифровые исследовательские лаборатории 5. Дополненная реальность, виртуальные среды 6. Инструменты проектирования: 3D-печать 7.Интернет-вещей, бытовые устройства подключенные к сети, управляемые дистанционно 8. Мобильные роботы (автономные беспилотные летательные аппараты, самоуправляемые автомобили) 9.РОБОТ-учитель (робот-тьютор) 10. Голографические 3D-дисплеи (прототипы дисплеев, искусственно генерирующих голографическую интерференционную картину)