ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве Ушакова Елена Викторовна, к.пс.н., доцент
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И НКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ Специальные (коррекционные) школы Инклюзивное обучение Расширение возможностей социализации Я не инвалид!
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ У РОВНЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИИ социальная интеграция –принятие ребенка семьёй, принадлежность к семье, к детскому коллективу инклюзивное образование –средство эффективной социализации, позволяющее усвоить знания и нормы жизни в обществе социализация –включение в социальную жизнь как полноправного члена общества, – поиск путей самореализации с учетом возможностей
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ С ОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ Социализация - усвоение и воспроизведение культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация в обществе Социальный педагог – это педагог, который изучает социальное воспитание ребенка в контексте его социализации (А.В. Мудрик) Социализация ребенка Семейное воспитание Общественное воспитание Мезофакторы Мегафакторы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ К ВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА (2010) Квалификационная характеристика - нормативный документ, служащий основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями или уточнены или расширены. Равные по сложности, близкие по содержанию, не требующие другой квалификации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ С ТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ Должностные обязанности Должен знать Квалификационные требования
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ К ВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА (2010) Должностные обязанности -Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). -Изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни. -Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ К ВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА (2010) Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально- педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ К ВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА (2010) Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ К ВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА (2010) Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей. Участвует в организации их самостоятельной деятельности. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ К ВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА (2010) Взаимодействует с участниками образовательного пространства, специалистами социальных служб, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся Участвует в реализации различных форм методической работы Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ К ВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА (2010) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика", "Социальная педагогика"
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Ф УНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ Социально-педагогическая диагностика Социально-психологическая диагностика Оказание помощи родителям в осуществлении выбора Помощь семье в адаптации в школе Помощь ребенку в адаптации в школьном сообществе Соблюдение прав обучающегося с ОВЗ Помощь/поддержка в социализации семье и ребенку Социальный педагог = тьютор
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП Внутренние ресурсы семьи Ресурсы школьного сообщества Внешние ресурсы, в том числе сетевое взаимодействие
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Э ТАПЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 1 Диагностический 2 Проектировочный 3 Сопроводительный 4 Аналитический
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Д ИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП Социально- педагогическая диагностика Социально- психологическая диагностика Социальный паспорт семьи Социально-экономический аспект жизнедеятельности Социально-психологический аспект жизнедеятельности Внутренние ресурсы семьи Внешние ресурсы помощи
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП Проектирование адресной помощи семье и ребенку Географическое положение Культурная среда Социальные ценности Социальный статус семьи Образование родителей Семейные ценности Размер, состав семьи Эмоциональный аспект: отношения Когнитивный аспект: ожидания. установки Поведенческий аспект: стратегии поведения
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ К ОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ 1 Неосознанная некомпетентность: я не знаю, что я не знаю 2 Осознанная некомпетентность: я знаю, что я не знаю 3 Осознанная компетентность: я знаю, что я знаю 4 Неосознанная компетентность: я не знаю, что я знаю
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ М ОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ – ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ Так как мы - традиционная система обучения (27%) Все, что угодно – только не специальная (коррекционная) школа (26%) Все лучшее для ребенка как реализация социального статуса – гимназии, лицеи, классы с углубленным изучением (19%) Все школы плохие, поэтому ребенок будет обучаться дома (8%) Только специальная (коррекционная) школа (7%) Все равно какая школа, только бы поближе к дому (3%) 10% - ?????
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Взаимодействие со специалистами сопровождения Взаимодействие с педагогическим коллективом Взаимодействие с семьей Дифференциация форм работы: Маршруты выходного дня Классные часы Конкурсы: 9 мая, День пожилого человека Досуги Кружковая работа Родительские ассоциации Общение в on-line кабинете (сайт)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП Расширение сферы социальных контактов Формирование микросоциума семьи Эффективность включения ребенка в школьное сообщество Эффективность включения родителей в школьное сообщество Повышение компетентности родителей в области воспитания, обучения и социализации ребенка Изменение позиции родителя по отношению к ребенку Изменение отношения к детям с ОВЗ в школьном сообществе Изменение«социальной политики» семьи
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Спасибо за внимание!