Методические рекомендации по составлению кроссвордов Выполнила: преподаватель анатомии и физиологии человека Андреева Н.М.
Название игры имеет английское происхождение (англ. «cross» пересечение и «word» слово) и переводится как «крест-слово», отсюда и другое название кроссворда «крестословица».
Кроссворды широко используют в учебной деятельности. Учебный кроссворд – это дидактическая игра, которая содержит игровую и учебную задачу. Кроссворд должен быть доступен для учащегося: учтены подготовка по предмету, требования учебной программы.
Познавательный (или обучающий) – составляется по тексту (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебной литературы, лекции. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.
Обобщающий – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела, с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому тестированию.
Итоговый – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.
Самостоятельное составление кроссвордов способствует развитию умений ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать в печатном и электронном варианте, а также развитию творческих возможностей студентов.
Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.). Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Рисунок кроссворда должен быть четким. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах: 1-й экз. - с заполненными словами; 2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворды публикуются отдельно. Они предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Во-первых, они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию. Во-вторых, старайтесь подать слово с наименее известной стороны. В - третьих, просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.
Сделать анализ учебного текста по теме занятия. Составить список слов изучаемого учебного материала. Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда. Поиск и составление вопросов к терминам, понятиям, определения. Вычерчивание рисунка сетки. Нумерация рисунка сетки. Печать текстов вопросов и ответов. Орфографическая проверка текстов. Проверка текстов на соответствие нумерации. Печать кроссворда.
Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела изучаемого предмета, обычно состоят из слов, а итоговые доходят до 25. Согласно действующей пяти балльной системе оценивания знаний разработана шкала оценки знаний.
Кол-во слов в кроссворде Уровни эрудиции Время для решения кроссворда Время для составления кроссворда Высокий «5» Средний «4» Удовлетво- рительный «3» Низкий «2» и ниже 20 мин 60 мин и ниже 30 мин 90 мин и ниже 40 мин 120 мин и ниже 50 мин 150 мин
С целью повышения мотивации учащихся к обучению для решения и создания кроссвордов можно использовать возможности персонального компьютера. Кроссворды можно составлять тремя способами: использование программ: Microsoft Word,Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.
Основные приемы Создание сетки графическим методом; при этом все элементы должны быть сгруппированы Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам
Наличие сетки. Наличие нумерации. Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду. Наглядное оформление и расположение кроссворда на странице
Достоинства метода: Возможность многократной распечатки. Независимость от компьютера при использовании. Простота реализации. Недостатки метода: Неэффективная возможность использования в электронном виде. Невозможность автоматизации проверки результата. Создается в основном только для работы на бумаге.
Основные приемы Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или на каждый вопрос отводится отдельный слайд. Решение кроссворда должно быть организовано автоматически, с использованием гиперссылок.
Наличие сетки. Наличие нумерации. Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду. Наглядное оформление и расположение кроссворда на слайде. Наличие возможности выбора верного ответа и присутствие неверных ответов с гиперссылками на автоматическое появление правильного ответа в сетке и переход на слайд неверно при выборе неверного ответа.
Достоинства метода: Возможность многократного использования. Эффективная возможность использования в электронном виде. Возможность использования в обучающих целях. Недостатки метода: Невозможность распечатки. Зависимость от компьютера. Трудность в реализации. Проверка результата происходит при выборе ответов, до тех пор пока ученик не справится с заданием.
Основные приемы Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными. Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация. Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная буква, то ячейка заливается определенным цветом или идет подсчет верных букв в словах).
Наличие сетки. Наличие нумерации. Наличие грамотного сформулированных заданий к кроссворду. Наглядное оформление и расположение кроссворда на рабочем листе. Наличие проверки правильности решения кроссворда.
Достоинства метода: Возможность многократной распечатки. Возможность размещения большого по размерам кроссворда. Возможность автоматизации проверки результата. Создается для работы не только на бумаге, но и в электронном виде. Эффективная возможность использования в электронном виде. Недостатки метода: Зависимость от компьютера при использовании. Настройки проверки требует определенных знаний.
Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности студентов. Решение кроссвордов, тренирует и улучшает память, расширяет кругозор, способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать слова в игровой форме, действует как успокаивающее средство, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями позволяет с пользой провести время.
Спасибо за внимание!