Использование общенаучных логических методов в качестве основы теоретического психолого-педагогического исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Advertisements

Методы познания химии Метод (от греческого слова «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического.
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
Методы, применяемые в естествознании
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Доктор биологических наук, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры ТООП ТЭИ Сибирского федерального университета Первышина Галина Григорьевна.
Виды и методы познания. Обыденно- практическое Религиозное МифологическоеХудожественное Научное Научное познание - высший вид познавательной деятельности.
Лекция 6. «Теоретический уровень научного знания».
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Методология научных исследований. Методика теоретических и экспериментальных исследований.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе,
Транксрипт:

Использование общенаучных логических методов в качестве основы теоретического психолого-педагогического исследования

Это методы логики Методы качественной обработки информации

Общенаучные логические методы Анализ Синтез Индукц ия Дедукц ия Абстра кция Конкре тизация Модели ровани е Мысле нный эксперимент

Огромная роль в обработке, осмыслении получаемого эмпирического материала принадлежит методу теоретического анализа и синтеза. Сильной стороной этого метода является применение диалектической логики при качественном анализе изучаемых фактов, возможность охватить одновре­ менно большое количество данных и проникнуть в их сущность, произвести мысленную реконструкцию изучаемого, схватить и вычленить интересующие его стороны, признаки, свойства, закономерности развития. Теоретический анализ путем абстрагирования и сравнения дает воз­можность исследователю разложить изучаемое на элементы, вскрыть его структуру и специфику, идти от сложного к простому. Синтез же позволя­ет воссоздать психолого-педагогическое явление в целом, в системе его наиболее существенных связей, обосновать ту или иную теоретическую концепцию. Единство аналитико-синтезирующей деятельности – внутреннее единство, так как синтез содержится уже в самом анализе.

Анализ и синтез используется с самого начала процесса исследова­ния: при определении его целей и задач, замысла (основной идеи), гипо­тезы, предполагаемых результатов. Наиболее активно этот метод применяется при сборе и обработке фактов, накопленных в ходе исследования: раскрытия связи между ними, изменений в психологии людей, их действиях и поведении и т.п. На этом основании исследователь получает возможность сделать научно обоснован­ный прогноз, спроектировать новое, чего еще нет в психолого-педагогической тео­рии и практике. В психолого-педагогическом исследовании применяются разные виды теоретического анализа. В.П. Давыдов 1, например, выделяет среди них классификационный, каузальный, диалектический, а также анализ отношений.

Наиболее прост классификационный анализ, с помощью которого осу­ ществляется первичная, описательная стадия научного исследования с целью упорядочить и систематизировать явления на основе сходства, смежности, повторяемости. Анализ отношений – более трудный этап познания, преследующий цель углубить понимание сущности исследуемых явлений, изучить процесс их развития путем разложения изучаемого на отдельные части и исследования отношений между ними, то есть выявления функциональной зависимости. Однако анализ отношений еще не вскрывает главную определяющую из­менений - причинную связь между явлениями. Эту связь вскрывает каузаль­ный анализ (лат. сausa – причина), ведущий к открытию существенных отношений, являющихся при­чинами явлений, к познанию научных законов.

В.И. Загвязинский при проведении психолого- педагогического исследования выделяет такие виды анализа как элементарный и анализ по единицам. Элементарный анализ – это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе декомпозиции, расчленения целого. Например, при конструировании педагогического процесса можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание, внешние условия, технологию, организацию, систему взаимоотношений его субъектов, способы совершенствования. Анализ по единицам предполагает расчленение процесса с сохранением целостности его структурных элементов, каждый из которых удерживает важнейшие признаки целостного процесса. На учебном занятии это может быть постановка и решение познавательной задачи, в деятельности обучающегося – конкретное действие (вид деятельности), в учебном процессе – ситуация педагогического взаимодействия и т. д.1

После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза – композиции и интеграции результатов анализа в общей системе. На основе синтеза предмет анализа воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением существенных из них. Для того чтобы исследователь успешно использовал теоретический анализ и син­тез, ему необходимо овладеть законами логики, основными формами и при­емами познания психолого-педагогических явлений и процессов. В этих условиях он сможет сделать достоверные, обоснованные суждения и выводы, придать выдвигаемым положениям убедительность и доказательность, обеспечить предвидение дальнейшего хода исследования и его результаты, определить способы проверки этих результатов в педагогическом процессе.

В теоретическом осмыслении фактического материала большое значе­ние имеют абстрагирование и конкретизация. Эти средства познания тесно связаны с анализом и синтезом, но выполняют свое предназначение. Из­вестно, что абстрагирование – это мысленное отвлечение какого-либо признака, свойства предмета от самого предмета с целью более глубокого изучения сути исследуемого. Абстрагирование имеет особую ценность при изучении сложных про­цессов, таких, например, как воспитания и обучения. С помощью абстрагиро­вания исследователь может выделить общие признаки у многих изучаемых предметов или вычленить какой-либо признак у одного предмета и специ­ально исследовать его. Наконец, может быть создан идеализированный объект, то есть не существующий в реальной педагогической практике, но дающий представление о его идеале, совершенном, законченном виде. Так можно создать в качестве идеальных объектов, так сказать в чистом виде – идеального специалиста профессионала, идеального выпускника учебного заведения, идеального учебного занятия и т. д. Это и будет тот ориентир, на достижение которого направляет свои усилия исследова­тель.

Решить эту задачу, включить полученные теоретические знания (абс­ тракции) в систему существующих концепций с тем, чтобы уточнить, углу­бить, развить, а может быть и доказать их несостоятельность, помогает метод конкретизации. Конкретизация – не что иное, как мысленный про­цесс воссоздания определенного психолого-педагогического явления на основе ранее сделанных абстракций. К примеру, педагог использует абстракции обу­чение, воспитание, преподавание, учение, восприятие, осмыс­ление, запоминание, практика и т.п. в отношении к конкретному ви­ду учебного занятия. Это означает, что он применяет в исследовании ме­тод конкретизации, обогащает понятие новыми признаками, достигая единства многообразия, сочетания многих качественных характеристик предмета.

Взаимосвязь абстрагирования и конкретизации обусловлена самим процессом познания. Как известно, он начинается с живого созерцания, то есть чувственного восприятия конкретного. Познавая конкретное, исс­ледователь вычленяет отдельные свойства, признаки, изолирует их от других признаков предмета, создает одностороннее знание, абстракции. Так происходит движение от живого созерцания к абстрактному мышле­нию. Но когда отдельные признаки, стороны предмета изучены, начинает­ся новый этап в познании: движение от абстрактного к конкретному. Мыш­ление исследователя из отдельных абстракций конструирует предмет в его целостном виде, то есть как мысленно конкретно-действенное знание, да­ющее результатам исследования выход в широкую педагогическую практику.

В психолого-педагогических исследованиях активно применяются индукция и дедукция. Используя индуктивный путь, исследователь идет от эмпиричес­ кого уровня к уровню теоретическому посредством обобщения отдельных фактов, аналогий, статистического описания и выводов, различные формы экстраполяции от известного к неизвестному. Тем самым осуществляется проникновение в сущность явлений, открытие их закономерностей, постро­ение гипотез и теорий. Применение дедуктивного пути позволяет выводить утверждения из одного или нескольких утверждений на основе законов и правил логики.

В последние годы психологи и педагоги все более активно в теоретических исс­ ледованиях применяют метод моделирования. Сущность его заключается в уста­новлении подобия явлений (аналогии), адекватности одного объекта дру­гому в определенных отношениях и на этой основе превращения более простого по структуре и содержанию объекта в модель более сложного (оригинал). Исследователь получает возможность переноса данных по ана­логии от модели к оригиналу. Иначе говоря, модель – вспомогательное средство, которое в процессе познания, исследования дает новую инфор­мацию об основном объекте изучения. Она может послужить и конструиро­ванию нового, еще неведомого в практике. В таком случае исследователь, выявив характерные черты, свойства, признаки существующих явлений, процессов педагогической практики, начинает поиск нового из компонов­ки, сочетания, моделирует принципиально новое состояние изучаемого. Так возникают модели-гипотезы, носящие предположительный характер и требующие проверки, модели-концепции, превращающиеся в научно обосно­ванные теории.

Следовательно, моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью. Механизм моделирования состоит обычно из следующих операций: пе­реход от естественного объекта к модели, построение модели; экспери­ментальное исследование модели; переход от модели к естественному объ­екту, заключающийся в перенесении результатов, полученных при исследо­вании, на данный предмет. В педагогике моделирование приобретает особое значение в связи с задачей повышения теоретического уровня науки, поскольку оно неразрывно связано с абстрагированием и идеализацией, посредством которых происходит выделение сторон моделируемых объектов, отображаемых на модели. Любое теоретическое представление о каком-либо объекте можно рассматривать как качественную модель этого объекта.

В психолого-педагогической теории выделяется иногда особый вид моделирования - мысленный эксперимент. В его содержание вкладывается соотношение теоретических и экспе­риментальных данных, полученных в исследовании, с динамической мо­делью, имитирующей те ситуации, которые могли бы возникнуть при реаль­ном экспериментировании. Такой эксперимент представляет собой логическое рассуждение о том, как протекали бы определенные явления или процессы, если бы удалось создать условия, почему- либо не осуществимые в данный момент. Экспериментатор создает и превращает идеальные объекты в определенные динамические модели, имитируя мысленно ситуации, которые могли бы быть в реальном экспериментировании. Нередко мысленный эксперимент предшествует реальному. Представляя себе мысленно ход возможного эксперимента, исследователь уточняет всю логику и варианты для проверки, а также определяет предполагаемые, гипотетические результаты, с которыми он впоследствии будет сравнивать результаты действительного эксперимента.