ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ -КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Выполнила Маслакова Наталия Владимировна
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин: Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. Использование интегрированной деятельности развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности. Форма проведения интегрированной организованной деятельности нестандартна, интересна. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Интеграция Синонимы: взаимодействие, соединение, совмещение, объединение "Интеграция - есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей.
Интегрированная нод соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Методы и приемы, рекомендуемые для организации и проведения интегрированной НОД: Словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры и т.д.); Наглядные методы (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.); Практические методы (поиск, опыт, эвристическая деятельность, продуктивная деятельность и т.д.); Проблемные (ситуации, игровая мотивация к деятельности, проекты и т.д.).
Примерная структура интегрированной деятельности Вводная часть. Мотивация – постановка проблемы. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Эта часть должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель должен руководствоваться интересами, желаниями детей группы. Основная часть. Содержание –доступным пониманию детей. Детям даются или новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса, или закрепляются уже имеющиеся из разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность. Заключительная часть. Анализ и оценка. Детям предлагается практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Дети должны понять, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других.
чёткость, компактность материала; продуманность и логическая взаимосвязь материала разделов программы; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; большая информативная ёмкость материала; систематичность и доступность изложения материала; соблюдения временных рамок занятия. Отличительные особенности
Трудности проведения сложность отбора материала; подробное структурирование занятия; проблема личной совместимости педагогов; общий подход к оценке знаний и умений детей; согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; Во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, развиваются коммуникативные умения свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем- либо; В-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Что дает интегрированное построение нод?
Спасибо за внимание!