Формирование у учащихся навыков беглого чтения. Автор Малышева Н.В., учитель начальных классов МОУ СОШ п. Пятидорожное
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» В.А.Сухомлинский
Известный учёный и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришёл к выводу, что техника чтения не ниже 120 слов в минуту даёт возможность ребёнку успешно учиться в 5 классе.
Каковы условия успешного формирования навыка беглого чтения? 1.Задача должна быть поставлена перед учащимися со стороны учителя начальных классов, среднего звена и администрации. И эти задачи должны быть приняты. 2. Учитель, ученики и родители должны быть научены специальным упражнениям по технике чтения. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения – это ни одно и тоже. Для этого надо организовать тематические родительские собрания и консультацию 3. Необходимо подготовить учащихся к замеру по технике чтения. Настроить их на серьёзную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения ими не выполнен. 4. Овладение техникой чтения не должны сводиться к эпизодическим замерам. Работа должна быть ежедневной. 5. Работа по технике чтения не должна превышать в течение дня минут, но в каждом случае необходима проверка осмысления текста.
Организация работы: 1.Завести читательский дневник, где указываются автор произведения, его название, замеры техники чтения. 2.Проверять понимание прочитанного текста при замерах техники чтения. Варианты: -Ответить на вопросы взрослого после чтения текста; -Самостоятельно составить вопросы; -Придумать на звание прочитанного текста; -Сформулировать главную мысль; -Пересказать текст. 3.При проверки техники чтения считать целыми словами предлоги и союзы. 4.Читать ежедневно не менее мин, 5 мин тренинг по технике чтения, т.е. читать один и тот же текст несколько раз, каждый раз отмечая, сколько слов прочитано за минуту, стремясь приблизиться к норме.
Рекомендуются тексты писателей: Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, Н.Н. Носова, В.. Бианки, В.Ю. Драгунского, А.С. Пушкина.
Упражнения для развития техники чтения: 1.Столбик слов. Поочерёдно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать всё больше количество раз этот столбик.
Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка. А-о-у-ы-и-э А-у, а-о, ы-и, э-а, Аоуиэ, аиуоэ, С-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба- жбэ.
Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
Выбрать из данного текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.
Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?
Найти нужную строку в тексте, слово (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице)
Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого.
За одну минуту найти в тексте слова на какую- либо букву.
Найти вторую половину слова: Кос- ничий Лес-та Пар-мос Мо-мент Ро-вок Со-тор
Чтение за взрослым. ( Вырабатывает скорость произношения слов)
Спасибо за внимание!