Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе при изучении раздела «Человек на планете Земля» Выполнила: учитель биологии БОУ СОШ 37 Ходжаева О.И.
Цель проекта: сформировать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД у учащихся на уроках биологии в 5 классе по разделу «Человек на планете Земля»
Задачи проекта: Оценить уровень сформированности универсальных учебных действий у учащихся ; Определить методы, при помощи которых можно сформировать основные УУД у учащихся; Провести мониторинг сформированности УУД у учащихся
Гипотеза: освоение обучающимися основных УУД при изучении раздела «Человек на планете Земля»
Формирование познавательных УУД: Находить в учебниках, другой литературе и при помощи ИКТ информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, под текстовую, концептуальную информацию. Анализировать ( в т.ч. выделять главное, разделять) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне. Классифицировать, группировать, устанавливать иерархию по заданным основаниям. Сравнивать объекты по заданным критериям. Устанавливать причинно – следственные связи – на простом уровне. Устанавливать аналогии(создавать модели объектов) для понимания закономерностей. Представлять информацию в разных формах(рисунок, текст, таблица, план) в т.ч., используя ИКТ.
Формировании познавательных УУД при изучении тем раздела: Тема: «Как появился человек на Земле» Изучающее чтение, поиск информации в учебнике. Тема: «Как человек изменил природу» Устанавливать причинно –следственные связи; Поиск информации в энциклопедиях и справочниках, заполнение таблицы Тема: «Важность охраны живого мира планеты» Поиск информации в интернет – ресурсах; Представление информации в виде рисунков, схем. Тема: «Сохраним богатство живого мира» Создание модели(проекта) по охране живого мира. Установление причинно –следственной связи.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Формирование регулятивных УУД: Тема: «Как появился человек на Земле» Работа по индивидуальному плану, сверяясь с целью; Находить и исправлять ошибки Тема:«Как человек изменил природу» Выдвигать версии; Выбирать средства достижения цели в группах и самостоятельно Тема: «Важность охраны живого» Планировать деятельность, используя ИКТ; Определять проблему в жизненно – практической деятельности Тема: «Сохраним богатство живого мира» Планировать деятельность при создании проекта.
Формирование коммуникативных УУД Тема: «Как появился человек на Земле». Организовать работу в парах; Создавать устные и письменные тексты. Тема: «Как человек изменил природу» Понимать позицию другого; Излагать свое мнение, аргументируя его. Тема: «Важность охраны живого мира планеты» Организовывать работу в группах; Преодолевать конфликты в полилогах. Тема: «Сохраним богатство живого мира» Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей; Выдвигать аргументы в дискуссиях.
Коммуникативные УУД Излагать свое мнение(монологи, диалоги, полилоги), аргументируя его, подтверждая фактами. Понимать позицию другого, выраженную в явном и Неявном виде) Различать в речи другого мой общения и нения, доказательства, факты. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей. Организовывать работу в паре, группе(самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения. Преодолевать конфликты – договариваться с членами группы. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей. решения)
Личностные УУД: Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие и нравственные ценности. Осознавать свои эмоции Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции. Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны. Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него. Вырабатывать уважительно – доброжелательное отношение к непохожим на себя. Осваивать новые социальные роли и правила. Выбирать как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, отвечать за свой выбор.
Методы и приемы, применяемые при формировании личностных УУД. Работа с Красной книгой природы; Посещение краеведческого музея; Выпуск газеты, бюллетеня; Проведение экологической акции; Создание памятки «Как вести себя в лесу»
Методы и приемы, применяемые при формировании УУД в рамках изучения тем раздела: «Человек на планете Земля» Заполнение таблиц; Составление кроссвордов; Создание и выполнение проекта; Создание рисунков и агитационных проектов; Пополнение материалами стенда «Сохраним планету голубой и зеленой!» Просмотр фильмов с последующим обсуждением.
Спасибо за внимание!