Торская Елена Григорьевна учитель начальных классов ЧОУ СОШ «Старт» г. Подольск, 2014 г.
По И.П. Волкову: фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Акценты целей По Г.С. Альтшуллеру: обучить творческой деятельности; ознакомить с приемами творческого воображения: решать изобретательские задачи.
По И.П. Иванову: воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Концептуальные положения Школа творчества И.П. Волкова:
Концептуальные положения Коллективное творческое воспитание И.П. Иванова
Теория – катализатор творческого решения проблем. Знания – инструмент, основа творческой интуиции. Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все). Творчеству, как любой деятельности, можно учиться. Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки и практики. Эмоциональные переживания, обращенные к личностному смыслу содержания.
Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основана на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.
Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения. Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его решения: 1) компромисс и 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально иной конструкции. Г.С. Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», анти веса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее предложенной подушки», эквипотенциальности, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического действия, «обратить вред в пользу» и др.
Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творческого самостроительства личности. Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.