Автор - учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н.В.Нищева Санкт-Петербург 2014
целостная методологически обоснованная систематизированная четко структурированная модель педагогического процесса соответствует требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования
Пояснительная записка Структура Программы и основные направления коррекционно-развивающей работы Система коррекционно-развивающей работы - организация образовательной деятельности - предметно-пространственная развивающая среда - интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей - интегрированные занятия в системе работы - взаимодействие с семьями воспитанников - инклюзивное образование дошкольников с ТНР - двуязычные дети в логопедической группе - планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры.
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа - организация коррекционно-развивающей работы - особенности организации предметно- пространственной развивающей среды - примерное тематическое планирование работы - культурно-досуговая деятельность - примерный перечень развлечений и праздников - задачи и содержание коррекционно- развивающей работы, учебно-дидактический материал - диагностика развития ребенка младшего (среднего, старшего, седьмого года жизни) возраста
Составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС ДО, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, СЭТ к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Цель: построение системы коррекционно- развивающей работы в логопедических группах для детей с ТНР (ОНР) в возрасте от 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников
Одна из основных задач Программы овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования
Принципы Программы -природосообразности -онтогенетический принцип -принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка -принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса -принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка -принцип интеграции усилий специалистов -принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей -принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала -принцип постепенности его подачи -принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях
Игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников Коррекционно-развивающее занятие – не тождественно школьному уроку и не является его аналогом Комплексный подход и интеграция усилий специалистов и семей воспитанников
«Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»
Организация образовательной деятельности Предметно-пространственная развивающая среда Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей Интегрированные занятия в системе работы Взаимодействие с семьями воспитанников Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Двуязычные дети Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры
1. Ребенок хорошо владеет устной речью 2. Ребенок любознателен 3. Ребенок способен к принятию собственных решений 4. Ребенок инициативен, самостоятелен 5. Ребенок активен 6. Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства 7. Ребенок обладает чувством собственного достоинства 8. Ребенок обладает развитым воображением 9. Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам 10. У ребенка развиты крупная и мелкая моторика
Экспертный научно-методический совет Академии постдипломного педагогического образования (Санкт- Петербург) Третья редакция программы соответствует ФГОС ДО