Реализм – ведущее литературное направление 2 пол. XIX века
Литературное направление – это единство основных творческих особенностей художников слова в определенный исторический период; это единство возникает на основе общности художественного метода, мировосприятия и эстетических взглядов. Говоря иными словами, литературное направление – это определенные общие черты у различных писателей, живших примерно в одно и то же время (в один век).
Художественный метод – совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей, образуя тем самым литературное направление. Фактически тут имеется в виду характерные особенности отдельно взятого автора, его «литературный почерк». У разных людей разные почерки, однако, они используют один и тот же алфавит (при условии, что пишут на одном и том же языке). Тут абсолютно идентичная ситуация, только она рассматривается не в рамках 2-3 человек, а в рамках некоторого множества авторов, о чем, собственно, и повествует вторая часть определения. Общность приемов дает нам художественный метод.
Метод – это совокупность принципов и некоторых особенностей, а литературное направление – явление, возникающее на основе общности художественного метода. Т.е. метод первичен, а направление вторично, впрочем, грань между методом и направлением выглядит более чем иллюзорно, а порой их даже не различают.
Признаки принадлежности к одному направлению Общность культурно-эстетической традиции Однотипность миропонимания авторов Единство социальной и культурно-исторической ситуации творчества (закономерности общеисторического характера) При этом могут быть различны: Отношение к поставленным проблемам Идеалы писателей Художественные концепции
РЕАЛИЗМ в России появился XIX в. Стремительное развитие и особый динамизм. Основное свойство посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
Черты реализма стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии; тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально- бытовому фону времени; универсальность в изображении человека; социальный и психологический детерминизм (все социальные и психологические явления имеют общественные и личностные причины и следствия); историческая точка зрения на жизнь.
Ведущий критерий художественности верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображе ния, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признается право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.
Задача писателя-реалиста...стараться не только уловить жизнь во всех ее проявлениях, но и понимать ее, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши. И. С. Тургенев
Этапы развития: просветительский реализм (Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, молодой И.А.Крылов); «синкретический» реализм : сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов); критический реализм обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И. А Гончаров, И. С. Тургенев, Н.А Некрасов, А Н. Островский и др.); социалистический реализм проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М.Горький).
Особенности русского реализма: активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; выраженный жизнеутверждающий характер; особый динамизм; синтетичность (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сенти ментализмом, романтизмом).