Заседание клуба как новая форма урока
Этапы формирования умений проведения заседания клуба 1 этап (2 класс, 1 четверть) – ведущая роль при организации учебного процесса остаётся у учителя. Председатель-ученик и его помощники помогают учителю (пересказ учебных текстов, описание опытов) 2 этап – (2 класс, 2 четверть) -ведущая роль при организации учебного процесса остаётся у учителя. Председатель-ученик и его помощники помогают учителю (учатся выступать с устными сообщениями на основе учебных текстов с привлечением своего жизненного опыта и материалов хрестоматии)
3 этап – (3 класс, 1 полугодие) – учитель выполняет роль ассистента. Председатель-ученик самостоятельно ведет заседание клуба. Помощники помогают проводить опыты, могут изменять условия проведения опытов. Учебные сообщения выходят за рамки учебников и хрестоматий. 4 этап – ( 4 класс) - учитель выполняет роль члена коллектива. Председатель-ученик самостоятельно ведет заседание клуба. Помощники помогают проводить опыты, могут изменять условия проведения опытов. Учатся самостоятельно проводить опыты-наблюдения по заранее составленному плану и делать выводы по результатам опытов. Учебные сообщения выходят за рамки учебников и хрестоматий.
Структура урока-заседания клуба Подготовка к уроку: объявление темы заседания, распределение ролей. Ход проведения урока: Организационный момент – объявление темы, подготовка групп к практической работе Практическая работа – самостоятельная групповая практическая работа по готовому плану Обобщение результатов практической работы – отчёт о проделанной работе Творческое домашнее задание, объявление темы следующего заседания.
Заседание клуба «Мы и окружающий мир»
Правила поведения при проведении опытов: Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником группы. Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему. Обмен мнениями по результатам проведённого опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.
Вода является растворителем
Чистая вода не имеет вкуса. Как человек использует в хозяйстве это свойство воды?
Вода обладает свойством текучести.
Вода принимает форму сосуда.
Как человек использует это свойство воды?
Когда говорят, что вода пахнет бензином, о каком бедствии идет речь? Чистая вода не имеет запаха
Чистая вода прозрачна
Чистая вода бесцветна.
Вода испарилась! Как человек использует в быту свои знания о том, что вода испаряется?
План сообщения о свойствах воды 1. Вода является растворителем 2. Чистая вода не имеет вкуса 3. Вода обладает свойством текучести 4. Вода принимает форму сосуда 5. Чистая вода не имеет запаха 6. Чистая вода прозрачна 7. Чистая вода бесцветна 8. Вода испаряется
Мне было интересно… Я сегодня узнал… Я сделал вывод… Мне показалось важным… Я запомнил…
Домашнее задание: Подготовить сообщение для первоклассников по плану «Свойства воды и их использование человеком», нарисовать условные знаки, запрещающие купаться в загрязненных водоёмах и пить из них воду. Следующая тема заседания клуба: Для чего люди выращивают культурные растения?