Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе П.Г. Нежнов, кандидат психологических наук
=== Диагностика учебной успешности в начальной школе // Ред. П.Г.Нежнов, И.Д.Фрумин, Б.И.Хасан, Б.Д.Эльконин. М.: ОИРО, 2009 Нежнов П.Г., Карданова Е.Ю., Эльконин Б.Д. Оценка результатов школьного образования: структурный подход // «Вопросы образования», 2011, 1. с Нежнов П.Г., Карданова Е.Ю., Рябинина Л.А. Исследование процесса присвоения учебного содержания «Вопросы образования», 2013, 4, с
Б. П.. С. М. Результаты тестирования, представленные на метрической шкале
Б. П.. С. М. Результаты тестирования, представленные на ступенчатой шкале
«… Педагогика, занимаясь становлением знаний личности, не может интересоваться только следствиями усвоения, игнорируя процесс усвоения, т.е. самую деятельность усвоения, которая имеет свои этапы, а каждый этап – свой дддуровень усвоения знаний» (И.Я. Лернер, Качества знаний учащихся. Какими они должны быть. М., 1978 с.7) «… При любой организации обучения новому учебному материалу, учащийся проходит три этапа его усвоения. Соответственно можно говорить о трех дддуровнях усвоения» (Там же, с. 8)
Б.БлумВ.СимоновИ.Лернер TIMSS математика Различение Знание Запоминание ЗнаниеЗнание фактов и процедур Применение Простейшие умения и навыки Применение Решение стандартных задач Синтез ПереносТворческое применение Анализ Рассуждения Понимание Применение понятий
3- Функциональный дддуровень Свободное действие - ориентация на поле и границы возможностей способа действия Пройденная учебная программа 2- Рефлексивный дддуровень Действие с пониманием - ориентация на существенное отношение как основу способа действия 1- Формальный Действие по образцу - ориентация на его внешние характеристики (признаки) Зона ближайшего развития Уровни овладения способом действия
Культурно-исторически зафиксированы три целевых ориентира школьного обучения: Знание Понимание Функциональное овладение
Задачная ситуация Схема действия Существенное отношение / Принцип действия Задачная ситуация Схема действия Существенное отношение / Принцип действия Задачная ситуация Схема действия
Содержание теста по математике Разделы содержания Средства ориентировки математических действий Числа и вычисления последовательность натуральных чисел числовая прямая позиционный принцип свойства арифметических действий порядок действий Измерение величин отношение между числом, величиной и единицей отношение «целого и частей» формула площади прямоугольника Закономерности«индукционный шаг» повторяемость (периодичность) Зависимостиотношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей») прямая пропорциональная зависимость между величинами производные величины: скорость, производительность труда и др. соотношения между единицами Элементы геометрии форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур) пространственные отношения между фигурами симметрия
1 Какое получится число, если разделить на 34? Ответ: __________ 2 Рассеянный Петя, переписал из учебника пример на умножение двух чисел. Первый множитель он записал правильно: 7. А во втором множителе по ошибке переставил местами цифры. Из-за этого в ответе у него получилось число 147. Какой ответ должен был получить Петя, если бы он правильно переписал пример? Ответ: __________ 3 Какой самый большой результат может получиться, если в выражении AB5 + BС2 заменить буквы цифрами (разные буквы заменяются разными цифрами)? Ответ: __________
I. Сколько квадратных сантиметров составляет площадь прямоугольника ABCD? II. Измерь площадь заштрихованной фигуры на рис.1, используя в качестве единицы измерения площадь фигуры на рис. 2. Запиши получившееся число. III. Измерь площадь большого треугольника, используя в качестве единицы измерения площадь маленького треугольника. Запиши получившееся число. А В D C 1 см 2 Рис. 1 Рис. 2
Определение пороговых оценок для выделения ступеней (математика)
Диаграмма решаемости тестовых задач (математика)
Коэффициенты решаемости заданий по математике Раздел содержания 1-ый дддуровень 2-ой дддуровень 3-ий дддуровень Числа и вычисления 0,750,470,19 Измерение величин 0,730,370,27 Закономерности 0,790,460,16 Зависимости между величинами 0,860,440,19 Элементы геометрии 0,720,460,06
Реш аем ость (%) 1 дддуров. 2 дддуров. 3 дддуров в 4 г Профили классов, получивших близкие баллы по математике
Ступени освоения материала Первая ступень: освоен первый дддуровень. Учащиеся выполняют не менее 50% заданий 1-го дддуровня Вторая ступень : освоен второй дддуровень. Учащиеся выполняют не менее 50% заданий 2-го дддуровня Третья ступень : освоен третий дддуровень. Учащиеся выполняют не менее 50% заданий 3-го дддуровня Пороги ступеней освоения материала на 1000-балльной шкале Ступень 1 – 430 баллов Ступень 2 – 500 баллов Ступень 3 – 570 баллов
Б. П.. С. М. Результаты тестирования учащихся, представленные на ступенчатой шкале SAM Формальный Рефлексивный Функциональный У Р О В Н И ОСВОЕНИЯ 3 ступень 2 ступень 1 ступень
Распределение учащихся по ступеням достижений
Распределение учащихся по дддуровням в разных программах
0 ступень 1 ступень 2 ступень 3 ступень Распределение учащихся по ступеням в четырех разных классах
10 лет 15 лет 3 года Освоение орудий Освоение смыслов Периодизация культурного развития (по Д.Б.Эльконину) 7 лет
Распределение учащихся по ступеням достижений (математика), 50%-ный критерий
Распределение учащихся по ступеням (математика), 70%-ный критерий
Выполнение теста по математике учащимися разных классов