Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Тамбова Педагогический проект «Формирование у подростков осознанного отношения к собственному здоровью в процессе занятий бодибилдингом» Составитель: Чернецкий Андрей Викторович, педагог – организатор клуба «Атлет» Тамбов, 2014
« Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способы и средства, как это осуществить» (А. Дистервег)
Актуальность: – отсутствие интереса и мотивации к занятиям физкультурой; – снижение уровня двигательной активности; – пристрастие к вредным привычкам; – стрессовые ситуации; – снижение уровня здоровья.
Составляющие здорового образа жизни: - знание и соблюдение норм ЗОЖ; - ответственное отношение к своему здоровью; - самостоятельность в выполнении двигательного режима; - управление своим физическим состоянием на основании самонаблюдения.
Цель проекта: Формирование у подростков осознанного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни.
Задачи: Формировать: – ответственное отношение к своему здоровью; – интерес к подвижным играм, физкультуре, игровым видам спорта; – потребность принятия и ведения здорового образа жизни; – умения управлять своим физическим состоянием на основе самонаблюдений, данных медицинских осмотров, рекомендаций врачей.
Новизна проекта: Смещение акцента в педагогическом процессе на самостоятельную ответственную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Участники проекта: – воспитанники подросткового клуба «Атлет»; – педагоги – организаторы, педагог – психолог, социальный педагог; – родители. Сроки реализации проекта: 2010 – 2012 годы.
Ключевые понятия: – двигательная активность; – физическое развитие; – физические качества; – физическое, психологическое и социальное здоровье.
Этапы реализации проекта: Диагностико – аналитический этап Содержание работы: – анализ теории и практики по проблеме; – разработка системы мероприятий в рамках проекта; – подбор диагностического инструментария (анкет, опросников); – проведение диагностических процедур).
Этапы реализации проекта : Этап практической реализации Первое направление - создание здоровьесберегающей, здоровьеразвивающей среды клуба: – создание и соблюдение санитарно – гигиенических условий в клубе; – озеленение клуба в рамках акции «Зеленый дизайн»; – создание и оборудование двигательных зон в клубе и дворе.
Этап практической реализации Реализация системы мероприятий по формированию установок на ведение здорового образа жизни: – реализация проекта «Секреты нашего здоровья»; – проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед по проблемам здоровья; – освоение специальных комплексов релаксационных упражнений; – участие в акциях, конкурсах, проектах по здоровому образу жизни.
Практический этап Содержание работы по вовлечению детей в систему физкультурно-оздоровительных мероприятий: – цикл спортивно-оздоровительных мероприятий, посвященных Олимпиаде в Сочи – 2014; – участие в малых олимпийских играх; – организация спортивных часов и часов подвижной игры.
Контрольно-обобщающий этап Содержание работы: – анализ мониторинговых наблюдений; – анализ степени и эффективности выполнения мероприятий проекта; – сравнение данных с результатами других клубов; – описание хода и результатов проекта, систематизация материала.
Механизм и критерии оценки результативности проекта: – знание особенностей своего здоровья, физического состояния; – отношение к принятию и ведению здорового образа жизни; – активность участия в играх, мероприятиях, соревнованиях.
Результативность проекта Динамика интереса к занятиям физкультурой и спортом
Результативность проекта Уровень сформированности потребности принятия здорового образа жизни
Результативность проекта Динамика ответственного отношения к своему здоровью
Результативность проекта Уровень знания состояния своего здоровья
Результативность проекта Активность участия в мероприятиях, соревнованиях
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная работа в рамках проекта дала положительные результаты и позволила решить поставленные задачи, повысить уровень ответственности подростков за состояние собственного здоровья.
Информационные ресурсы: 1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,-240 с 2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье.- 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, с. 3. Касаткин В.Н. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации., М.: Подкова, с.
Информационные ресурсы: 4. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, с. 5. Материалы Третьей Межрегиональной конференции «Воспитываем здоровое поколение»(3-5 июля 2003 г.).- М.:, с. 6. Психология здоровья: Учебник для вузов / под редакцией Никифорова Г.С.- СПб.: Питер, с
Информационные ресурсы: 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, с. 8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, с. 9. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. - М.: ММА имени И.М. Сеченова, с. 10. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М.: Педагогическое общество России, с.
Интернет – ресурсы: Центра внешкольной работы г. Тамбова (энциклопедические ресурсы), tests.pp.ru, 10.
Практикоориентированность: – размещение материалов на сайте tambov.ru (сайт Центра внешкольной работы города Тамбова); tambov.ru – участие в методобъединении педагогов клубов по месту жительства;
Дидактико-методические ресурсы: – наглядные материалы (тематические рисунки, стенды, игровые поля) ; – игровой инвентарь (мячи, пирамиды, кубики, шашки, шахматы, настольные игры и др.).