Обеспечение благополучия и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Заведующий МАДОУ д/с 158 города Тюмени Константинова Т.М. Тюмень, 2014 г.
«Главная задача – в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех без исключения лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья» Д.А. Медведев
Нормативные документы Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от ФЗ; указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы" от ; приказ Минобрнауки России от "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; положение Министерства образования Российской Федерации от года ин/23-3 «Об интегрированном воспитании и обучении с отклонениями в развитии в ДОУ».
обеспечение благополучия и развития каждого ребенка независимо от состояния здоровья; создание условий для полноценной адаптации в группе сверстников; формирование у родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ; организация квалифицированной коррекционно- педагогической, психологической работы с детьми; оказание адресной консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ. Основные задачи в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Категории детей с ОВЗ дети с нарушениями речи; дети - носители негативных психических состояний (нарушение сна); дети с минимальным нарушением зрения; соматически ослабленные дети; дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания); с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети-инвалиды.
Взаимодействие педагогов с детьми с ОВЗ Инклюзивное обучение в рамках ДОУ Обеспечение эмоционального комфорта Толерантный способ отношения к ребенку Подгрупповая и групповая формы работы Индивидуальный и дифференцированный подходы Доступные и рациональные методы и приемы Налаживание контакта с ребенком и родителями Использование инновационных технологий Первичная социализация детей с ОВЗ в среду сверстников Инклюзивное развитие ребенка с ОВЗ
Здоровьесберегающие педагогические технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы и физминутки; подвижные и спортивные игры; релаксация; мимическая и артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика; разминка после дневного сна; корригирующая гимнастика; гимнастика ортопедическая; технологии эстетической направленности.
Здоровьесберегающие педагогические технологии коррекционные технологии: арт-терапия; технология коррекции поведения; проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия); психогимнастика; песочная терапия; технологии музыкального воздействия; сказкотерапия; технологии воздействия цветом; фонетическая ритмика; логоритмика.
Формы работы с родителями детей с ОВЗ собеседование при записи ребенка в детский сад; родительские гостиные «Давайте познакомимся»; консультации (коллективные, индивидуальные, по заявке родителей, тематические); «Школа заботливых родителей»; тренинги, встречи «Час для вас»; участие в совместной с детьми деятельности; День открытых дверей; наглядная информация; выпуск памяток; участие в праздниках, физкультурно-массовых мероприятиях и т. д..
«Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом». Дэвид Бланкетта