2
22 апреля 2011 г. пожар на АГЗС в г. Одинцово. Пострадало 13 человек. 3
г. пожар на АГЗС в г. Тверь. В результате пожара уничтожено несколько автобусов, маршрутных такси, две автоцистерны с СУГ и резервуары с топливом на АЗС 4
г. г. Кострома. Пожар на двух АЗС (одна АЗС газового моторного топлива), расположенных рядом друг с другом. 1 человек погиб, 3 человека травмированы. 5
Пожар в Сеуле (Южная Корея) в 2001 г. 6
НПБ устанавливает требования пожарной безопасности как к различным видам АЗС, осуществляющим заправку одним видом топлива, так и к многотопливным АЗС и автозаправочным комплексам. При этом требования пожарной безопасности к размещению АЗС относительно окружающих объектов и возможности размещения на территории АЗС дополнительных сервисных зданий и сооружений комплексным образом взаимоувязаны с требованиями к технологическому оборудованию АЗС, системам противоаварийной и противопожарной защиты. НПБ устанавливает требования пожарной безопасности как к различным видам АЗС, осуществляющим заправку одним видом топлива, так и к многотопливным АЗС и автозаправочным комплексам. При этом требования пожарной безопасности к размещению АЗС относительно окружающих объектов и возможности размещения на территории АЗС дополнительных сервисных зданий и сооружений комплексным образом взаимоувязаны с требованиями к технологическому оборудованию АЗС, системам противоаварийной и противопожарной защиты. 7
Во исполнение данного поручения в рамках Плана научно-технической деятельности МЧС России, а также в развитие положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» перед ВНИИПО была поставлена задача по разработке проекта свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». В число поручений Правительству Российской Федерации в целях расширения использования техники, работающей на газомоторном топливе, включая сжиженный природный газ, и обеспечения безопасности ее эксплуатации входит актуализация норм и правил пожарной безопасности, в том числе в части, касающейся требований, предъявляемых к газозаправочным и автозаправочным станциям 15 июня 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал перечень поручений по итогам совещания по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива, состоявшегося 14 мая 2013 года. 8
Первая редакция проекта свода правил была опубликована для публичного обсуждения на сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС России года. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта свода правил опубликовано на сайте Росстандарта года. Свод правил утвержден приказом МЧС России от г Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии г. Первая редакция проекта свода правил была опубликована для публичного обсуждения на сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС России года. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта свода правил опубликовано на сайте Росстандарта года. Свод правил утвержден приказом МЧС России от г Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии г. 9
Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) – АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств СУГ. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) – АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств, а также сосудов аккумулятора газа ПАГЗ КПГ. Криогенная АЗС (КриоАЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, получаемым на территории станции путем регазификации СПГ. Многотопливная автозаправочная станция – АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя и более видами топлива, среди которых может быть жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), СУГ (сжиженный пропан-бутан), КПГ (в том числе ре газифицированный из СПГ). Автозаправочный комплекс - станция, на территории которых совмещены пункты заправки транспортных средств топливом и здания (сооружения) сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, (кафе, магазин сопутствующих товаров, санузлы, мойки, посты технического обслуживания и площадки для стоянки транспортных средств). Передвижная автомобильная газонаполнительная станция – АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, и характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения КПГ. 10
Положения СП основаны на комплексе актуализированных требований НПБ *, а также комплексе вновь разработанных требований для нового для нашей страны вида АЗС, осуществляющих заправку транспортных средств сжатым природным газом, полученным на АЗС путем регазификации сжиженного природного газа. К основным отличиям положений СП от требований НПБ * следует отнести: - приведение требований СП по пожарной безопасности добровольного применения (к таковым относятся своды правил, ГОСТ, нормы пожарной безопасности и т.п.) в соответствие с положениями нормативных правовых актов (прежде всего ФЗ от 22 июля 2008 г. 123-ФЗ); - регламентирование вопросов обеспечения пожарной безопасности АЗС с наличием на ее территории оборудования приема, хранения и регазификации СПГ (криогенные АЗС), которые хотя и являются новыми для России, но по мнению профильных специалистов в области применения альтернативных видов моторного топлива, имеют значительные перспективы; Положения СП основаны на комплексе актуализированных требований НПБ *, а также комплексе вновь разработанных требований для нового для нашей страны вида АЗС, осуществляющих заправку транспортных средств сжатым природным газом, полученным на АЗС путем регазификации сжиженного природного газа. К основным отличиям положений СП от требований НПБ * следует отнести: - приведение требований СП по пожарной безопасности добровольного применения (к таковым относятся своды правил, ГОСТ, нормы пожарной безопасности и т.п.) в соответствие с положениями нормативных правовых актов (прежде всего ФЗ от 22 июля 2008 г. 123-ФЗ); - регламентирование вопросов обеспечения пожарной безопасности АЗС с наличием на ее территории оборудования приема, хранения и регазификации СПГ (криогенные АЗС), которые хотя и являются новыми для России, но по мнению профильных специалистов в области применения альтернативных видов моторного топлива, имеют значительные перспективы; 11
Двухоболочечный резервуар СПГ: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда удержание в межстенном пространстве жидкой фазы СПГ и контролируемый сброс паров СПГ в атмосферу из указанного пространства только через сбросную трубу (трубы) технологической системы АЗС. Резервуар СПГ в кожухе: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда истечение СПГ непосредственно в ограждение резервуара только через специально предназначенное для этого устройство, установленное на кожухе. Двухоболочечный резервуар СПГ: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда удержание в межстенном пространстве жидкой фазы СПГ и контролируемый сброс паров СПГ в атмосферу из указанного пространства только через сбросную трубу (трубы) технологической системы АЗС. Резервуар СПГ в кожухе: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда истечение СПГ непосредственно в ограждение резервуара только через специально предназначенное для этого устройство, установленное на кожухе. 12
К другим основным отличиям положений СП от требований НПБ * следует отнести: - расширение области нормирования требований пожарной безопасности АЗС с наличием компримированного природного газа, позволяющее в рамках типового проектирования предусматривать возможность наполнения аккумуляторов компримированного природного газа (КПГ) передвижных автомобильных газовых заправщиков непосредственно на территории АЗС общего пользования, а также обоснованного снижения минимальных допустимых расстояний от участков оборудования для КПГ; - исключение требований к оснащению площадки для автоцистерны жидкого моторного топлива аварийными резервуарами и отбортовками за счет запрета применения для доставки топлива на АЗС автоцистерн, не отвечающих требованиям ГОСТ Р 50913–96 "Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования" (истекли сроки возможного продления эксплуатации автоцистерн, выпущенных до введения в действие ГОСТ Р 50913–96); К другим основным отличиям положений СП от требований НПБ * следует отнести: - расширение области нормирования требований пожарной безопасности АЗС с наличием компримированного природного газа, позволяющее в рамках типового проектирования предусматривать возможность наполнения аккумуляторов компримированного природного газа (КПГ) передвижных автомобильных газовых заправщиков непосредственно на территории АЗС общего пользования, а также обоснованного снижения минимальных допустимых расстояний от участков оборудования для КПГ; - исключение требований к оснащению площадки для автоцистерны жидкого моторного топлива аварийными резервуарами и отбортовками за счет запрета применения для доставки топлива на АЗС автоцистерн, не отвечающих требованиям ГОСТ Р 50913–96 "Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования" (истекли сроки возможного продления эксплуатации автоцистерн, выпущенных до введения в действие ГОСТ Р 50913–96); 13
В настоящее время разработан, утвержден и введен в действие новый нормативный документ, устанавливающий требования пожарной безопасности к АЗС газомоторного топлива – СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». Положения СП основаны на комплексе актуализированных требований НПБ *, а также комплексе вновь разработанных требований для нового для нашей страны вида АЗС, осуществляющих заправку транспортных средств сжатым природным газом, полученным на АЗС путем регазификации сжиженного природного газа. В настоящее время разработан, утвержден и введен в действие новый нормативный документ, устанавливающий требования пожарной безопасности к АЗС газомоторного топлива – СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». Положения СП основаны на комплексе актуализированных требований НПБ *, а также комплексе вновь разработанных требований для нового для нашей страны вида АЗС, осуществляющих заправку транспортных средств сжатым природным газом, полученным на АЗС путем регазификации сжиженного природного газа. 14