Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности Булычева Татьяна Владимировна, психолог, старший преподаватель ЗФ ИЭУП
Цель познавательного развития сформировать компетентность познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности в соответствии с действующими государственными требованиями (ФГТ, Приказ 655 от 23 ноября 2009 года и ФГОС ДО Приказ 1155 от 17 октября 2013 года), в которых дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому в данный процесс включены все стороны воспитательно- образовательного процесса.
Целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение и максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности охватывать следующие направления (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе и других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); формирование представлений о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Наиболее предпочтительна исследовательская деятельность. Роль разных типов исследовательской деятельности в формировании познавательных интересов дошкольников различна.
Стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста ( по В.А. Онищуку) а) любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов. б) любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы; в) познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.
Содержательные компоненты познавательного интереса (по Г.И. Щукиной) Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками). Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это формирует познавательный интерес. Творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.
Познавательный интерес – активная избирательная направленность личности к окружающему миру, а процесс формирования интереса – изменение основных его компонентов.
Такой деятельностью может и должна стать исследовательская деятельность в качестве посредника между педагогическими интересами и интересами детей, исходя их этого выделяют четыре типа исследовательской деятельности: Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами; Коллекционирование (классификационная работа); Путешествие по карте; Путешествие по «реке времени».
Педагогические условия формирования познавательных интересов у дошкольников использование разных типов исследовательской деятельности (формирование компонентов познавательных интересов, обогащение опыта исследовательской деятельности; создание творческой атмосферы и принятие педагогом позиции «сопознающий»; поддержание стремления детей проявлять индивидуальность, самостоятельность; вариативность методов и приемов активизации исследовательской деятельности); реализация комплексно – деятельностного подхода (организация одновременно нескольких видов деятельности, создание ситуации выбора); учет интересов ребенка и увлеченности семьи (создание карты интересов); многообразие форм решения образовательных задач; взаимодействие с социальными партнерами (родителями, специалистами, детской библиотекой и т. д.): консультирование родителей по вопросам познавательно-исследовательской деятельности, совместные детско-родительские проекты, картотека опытно-экспериментальной деятельности, создание медиатеки исследовательской направленности; организация деятельности детей, в условиях обогащенной предметно-развивающей среды.
Спасибо за внимание