Повышение роли библиотек в формировании и использования образовательного ресурса в современной коммуникационной среде Шрайберг Я.Л., генеральный директор ГПНТБ России, доктор технических наук, профессор
«Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения» «Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения»Конфуций, древнекитайский мыслитель ( гг. до н. э.)
Научно-образовательный ресурс (книги, журналы, диссертации, базы данных и т.д.) сегодня приобретают роль важнейшего стратегического ресурса для эволюционного развития страны и общества в целом.
Университеты и библиотеки, а в университетах, прежде всего, университетские (вузовские) библиотеки становятся проводниками, обеспечивающими беспрепятственный доступ пользователей к научно- образовательному проекту
Одна из ключевых современных тенденций развития библиотечно- информационной инфраструктуры в части научно- образовательного контента – кардинальный переход к электронному формату
Научный и образовательный ресурс должен быть без всяких ограничений доступен широкой категории пользователей: студентам, аспирантам, научным сотрудникам, исследователям, ученым, школьникам – населению в целом.
Основные требования к научно- образовательному информационному ресурсу: актуальность актуальность открытость открытость общедоступность общедоступность бесплатность бесплатность оперативность оперативность полнота полнота
На современном этапе развития и предоставления в доступ ресурсов образования и науки особую значимость играет рациональное использование правила добросовестного использования (fair use), особенно в университетах и публичных библиотеках
В конце 2012 г. в Бюро Авторских прав в США принят новый свод правил в законодательство об авторском праве, позволяющий расширить доступ пользователей к охраняемым произведениям, особенно если речь идет о людях с ограниченными возможностями и использование произведений для нужд науки и образования
«Из всех преимуществ, какими мы пользуемся в нашем веке, ни за одно, может быть, мы не должны быть так благодарны, как за общедоступность книг» Джон Леббок, британский энциклопедист, банкир, политик, археолог, биолог
Общедоступность книг – общедоступность библиотек – общедоступность информации – платформа формирования качественного научно- образовательного контента и его востребованности учеными, специалистами, аспирантами, студентами, другими категориями пользователей. Общедоступность ограничена требованиями копирайта.
Сегодня многие «знатоки» считают библиотеку простым хранилищем документов и информации. Однако функции современных библиотек этим далеко не ограничиваются, и поэтому в погоне за сетевой информацией возникает опасность потерять важные, неинформационные функции библиотек. Они определяются как функции, отвечающие насущным потребностям человека
Повышение роли библиотек как каталогизаторов развития информационного общества, главным образом за счет широкого использования информационных технологий и обеспечения, прежде всего, таких функций библиотеки как научная и образовательная.
Значительный цифровой контент в Интернет и электронные библиотеки предоставляет вузовское сообщество, и этот ресурс можно разделить на две большие группы: ресурсы Открытого доступа ресурсы Открытого доступа собственно электронные библиотеки университетов и вузов собственно электронные библиотеки университетов и вузов
Ресурсы (репозитории) открытого доступа. Пока еще слабо развиты в стране и это одна из причин очень малочисленного представления работ отечественных ученых в мировых индексах, прежде всего в Web of Science и Scopus. Всего в РФ на сегодня менее 40 архив ОД, зарегистрированных в международной директории репозиториев DOAR (
Основные проблемы развития вузовского электронного ресурса: отсутствие в целом программы развития системы ЭБ в стране; отсутствие в целом программы развития системы ЭБ в стране; отсутствие координации работ, прежде всего в вузовской среде; отсутствие координации работ, прежде всего в вузовской среде; отсутствие отечественных стандартов качества оцифровки и статистики (нет например аналога COUNTER) отсутствие отечественных стандартов качества оцифровки и статистики (нет например аналога COUNTER)
Сдерживающим фактором развития ЭБ продолжает оставаться ограничения для оцифровки фондов (4-ая часть ГК РФ), ряд ограниченных схем 44 ФЗ и другие нормативные документы, «давящие» на библиотеки. Но есть и позитивные изменения.
Проект «Разработка информационной системы доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого интернет- ресурса» Система ИС ЭКБСОН
Целью Проекта являлось создание информационной системы доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого интернет-ресурса на основе унифицированного сводного каталога библиотечных ресурсов и с обеспечением интеграции с главными системами национального библиотечно-информационного ресурса
На настоящий момент времени в проекте участвуют более 450 организаций. Объем консолидированных (слитых) записей превысил 8 млн.
Электронные журналы в научном и образовательном сегментах циркулируют на рынке уже более 15 лет, а учебники и научные издания в новом формате – тенденция последних 4-5 лет, которая вначале вновь обострила отношения в линейке «автор- издатель-распространитель- библиотекарь-читатель». Но сейчас уже спокойнее.
Новые тренды: Национальная электронная библиотека Национальная электронная библиотека Расширение функционала ИС ЭКБСОН на предоставление полных текстов курсовых и дипломных работ студентов и магистерских диссертаций Расширение функционала ИС ЭКБСОН на предоставление полных текстов курсовых и дипломных работ студентов и магистерских диссертаций Включение процедур «антиплагиата» и оценки актуальности/ценности квалифицированных работ Включение процедур «антиплагиата» и оценки актуальности/ценности квалифицированных работ Карта Российской науки Карта Российской науки
«Карта Российской науки» - новый федеральный проект Министерства образования и науки РФ, основная задача которого является консолидация, хранение и аналитика по ключевым показателям результативности НИД российский ученых и институтов «Карта Российской науки» - новый федеральный проект Министерства образования и науки РФ, основная задача которого является консолидация, хранение и аналитика по ключевым показателям результативности НИД российский ученых и институтов
Для организаций сферы образования и науки «Карта российской науки» представляет собой зеркало научных достижений организации. Для организаций сферы образования и науки «Карта российской науки» представляет собой зеркало научных достижений организации. Это демонстрация тематики исследований, ведущих ученых, динамики публикационной активности.
Декабрь 2013 г.: ГПНТБ России была выбрана одним из операторов этой Системы в режиме опытной эксплуатации. На сегодняшний день в Проекте уже представлено около 5000 организаций, профилей учёных – , публикаций – , ссылок
В соответствии с концепцией проекта «Карта науки России» планируется создание и использование набора уникальных идентификаторов ученых и организаций. Эти уникальные идентификаторы в библиотечной терминологии называются авторитетными файлами.
Система является своеобразным мотиватором в повышении публикационной активности организации: через сравнение своих наукометрических показателей с показателями других организаций отрасли или региона
По разным оценкам научно- образовательный контент в ближайшее время на 80% перейдет в электронный формат, а по периодическим изданиям – на все 95%. Возникает проблема срочного реформирования принципов формирования библиотечного фонда и системы обслуживания пользователей.
Если перефразировать слова американского дипломата Эдли Стивенсона (1900 – 1965 гг.), то можно утверждать, что «реформы никогда не идут просто, их бремя несут на себе не руководители, а терпеливые и преданные делу женщины-библиотекари»
Спасибо за внимание!