Источники педагогических идей План 1. Разнообразие педагогических источников 2. Письменные педагогические источники 3. Научная литература 4. Народная педагогика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Документальное обеспечение ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.
Advertisements

Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра гуманитарных дисциплин.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
1 Анализ информатизации учебно-воспитательного процесса в МОУ 9 Римма Васильевна Франк, директор МОУ г.
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
Основы светской этики. Тематическое планирование курса «Светская этика» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Толерантность Толерантность - (от латинского терпение) проявляется в терпимости к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувством, мнениям, идеям, верованиям.
О научном студенческом обществе Архангельского индустриально- педагогического колледжа Актуальная информация о работе творческого объединения студентов.
Основная цель ее содействие в реализации документально- коммуникационной функции библиотек. В основе задач издательской деятельности лежат основные функции.
Комплектация документов для обеспечения качественной работы учреждений общего образования по оказанию услуг по воспитанию.
ТИПЫ И ВИДЫ ИЗДАНИЙ НЕПЕРИОДИЧЕСКИЕ: - МОНОГРАФИИ - СБОРНИКИ - УЧЕБНЫЕ - СПРАВОЧНЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ И ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ: - ГАЗЕТЫ - ЖУРНАЛЫ - ПЕРИОДИЧЕСКИЕ.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПЛАНОВ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
Презентация педагогической деятельности Шитиевой Н.В. Учителя ИЗО средней школы 30 г. Тверь.
Бытовые Волшебные О животных В волшебных сказках героям помогают волшебные силы: -Волшебная палочка, -Ковёр-самолёт, -Шапка-невидимка, -Волшебный клубок,
1 МБОУ Березкинская основная общеобразовательная школа.
МОУ "Утёвская средняя общеобразовательная школа " "Образовательный центр".
Критерии и показатели качества и результативности труда библиотечных работников общеобразовательного учреждения.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Из опыта работы педагогов МБДОУ 8 «Теремок» Автор: старший воспитатель Дворник Ольга Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
«Эврика» Эмблема НОУ Девиз: Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны Per Aspera ad Astra - через тернии к звёздам.
Транксрипт:

Источники педагогических идей План 1. Разнообразие педагогических источников 2. Письменные педагогические источники 3. Научная литература 4. Народная педагогика Для самостоятельной работы студентов 1 Разработал к.п.н., доц. Сидоров С.В.Сидоров С.В.

1. Разнообразие педагогических источников Письменные Изустные Педагогические источники Педагогика черпает научные факты и новые идеи из разнообразных источников. Достаточно ли этих оснований? 2

Статистические Педагогическая практика Педагогическое новаторство Научные исследования в педагогике Народная педагогика Наглядно-изобразительные Электронные и интернет-источники Вещественные Произведения искусства Материалы смежных наук Педагогические источники Педагогические источники 3

2. Письменные педагогические источники Письменные педагогические источники – печатные и рукописные материалы, в которых зафиксированы педагогические факты (научно- теоретические положения, результаты педагогических исследований, конкретные педагогические ситуации и размышления по их поводу). 4

1. Учебно-методическая литература: учебники и учебные пособия, методические пособия, рекомендации, указания для педагогов, методические разработки Письменные педагогические источники 5

2. Нормативные документы: законодательные акты, приказы Минобрнауки, а также документы регионального, муниципального уровней управления органов, локальные акты образовательных организаций (приказы, уставы, инструкции и т.п.) Письменные педагогические источники 6

3. Учебно-программная документация – совокупность нормативных документов, определяющих цели и содержание образования (учебные планы, образовательные программы, приложенные к ним рецензии, перечни средств обучения, планы учебных занятий и т.д.) Письменные педагогические источники 7

4. Учетно-отчетная документация образовательных организаций: планы и отчеты работы школы, классных руководителей, методических объединений, протоколы заседаний советов школ, педагогических советов, родительского комитета, отчеты о работе разных подразделений школы, акты инспекторских проверок, служебная переписка, классные журналы и дневники учащихся и др. Письменные педагогические источники 8

5. Методические разработки (конспекты уроков, планы праздников, фестивалей, предметных олимпиад, конкурсов, школьных вечеров и т.д.) 6. Материалы периодической печати: газет, журналов, бюллетеней, в которых поднимаются актуальные вопросы образования и педагогической деятельности, социально-педагогические проблемы Письменные педагогические источники 9

7. Научная педагогическая литература 8. Художественная педагогическая литература 9. Мемуарные и эпистолярные источники, личные дневники, содержащие материал о воспитании 10. Педагогическая публицистика Письменные педагогические источники 10

3. Научная литература Главная особенность научной литературы – объективность, достоверность представляемой информации. Научно-педагогические публикации посвящены актуальным проблемам образования. Их изучение помогает увидеть динамику развития науки, сориентироваться в направлении современных тенденций, использовать в практике научно- методические разработки. 11

Научные издания Научно- документальные (источниковедческие) Научно- исследовательские 12

Монография – научное или научно-популярное книжное издание, в котором осуществлено полное и всестороннее исследование одной научной проблемы или темы. Виды научно-исследовательских изданий 13

Автореферат диссертации – брошюра, содержащая составленный автором реферат диссертации – научного исследования, проведенного и представляемого им на соискание ученой степени. Виды научно-исследовательских изданий 14

Сборник научных трудов – научное издание, объединяющее несколько самостоятельных исследовательских материалов, как правило, разных авторов. Виды научно-исследовательских изданий 15

Материалы научной конференции – сборник трудов участников научной конференции. Научный журнал – периодическое научное издание, содержащие материалы исследований теоретического или прикладного характера. Виды научно-исследовательских изданий 16

Научно-популярное издание – книга или журнал, в которой сведения об исследованиях в области науки, культуры и техники, изложены в форме, доступной широкому кругу читателей, не являющихся специалистами. Виды научно-исследовательских изданий 17

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом. 4. Народная педагогика 18

Фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.) Средства народной педагогики 19

Народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой) Средства народной педагогики 20

Труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности Средства народной педагогики 21

Народные игры: - подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки- мышки); - игры на внимание; - пальчиковые игры на развитие мелкой моторики; - сюжетно-ролевые (в которых дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.; Средства народной педагогики 22

Религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к Богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни Средства народной педагогики 23

Народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество) Средства народной педагогики Участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса 24

Забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие Средства народной педагогики 25

Взаимопомощь в крестьянской общине развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) Средства народной педагогики 26

Социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.) Средства народной педагогики 27

Быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.) Средства народной педагогики 28

29 Средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности. Народная педагогика формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.

Контрольные вопросы и задания по материалу лекции 1. Перечислите основные виды педагогических источников. 2. Перечислите виды письменных педагогических источников. 3. Какие произведения художественной литературы относятся к педагогическим источникам? Приведите примеры. 4. Объясните различие источниковедческих и научно- исследовательских научных изданий. 5. Какие педагогические источники относятся к научной литературе? 6. Чем научное издание отличается от научно-популярного? 7. Что такое народная педагогика? 8. Приведите примеры средств народной педагогики. 9. Почему народная педагогика является важным источником педагогических идей? 30

Материалы для подготовки к семинару Все вопросы темы Для самостоятельной работы студентов Контрольные вопросы и задания по теме Список терминов 31